[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-12 **только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных** **"…Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности"** [[new:gal:02:10|(Гал. 2:10)]]. Что же значат эти слова? "В деле проповеди, – говорит он, – мы разделили между собою вселенную: я взял язычников, а они – иудеев, как то угодно было Богу; в попечении же о нищих из иудеев и я оказывал им помощь. Поэтому, если бы между нами было несогласие и распря, то они не приняли бы моего участия". Что же это за нищие? Многие из уверовавших иудеев в Палестине, которые лишились всего имущества и повсюду были гонимы. На это указывает он в послании к Евреям, когда говорит: //"и расхищение имения вашего приняли с радостью"// [[new:evr:10:34|(Евр. 10:34)]]; на то же указывает и в послании к Фессалоникийцам, когда восхваляет их мужество: //"вы//, – говорит он, – //сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев"// [[new:1sol:02:14|(1 Сол. 2:14)]]. Да и повсюду он показывает, что уверовавшие из язычников не так были преследуемы оставшимися в язычестве, как были гонимы уверовавшие из иудеев своими единоплеменниками, потому что иудеи – самый жестокий народ из всех народов. Вот почему (апостолы) так много заботятся о верующих из иудеев, проявляя по отношению к ним все свое усердие, да и (сам апостол Павел) пишет о них и к римлянам и к коринфянам. И он не только собирает для них деньги, но и сам относит их [[new:1kor:16:start|(1 Кор. 16)]], и говорит: //"А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым"// [[new:rim:15:25|(Рим. 15:25)]], так как они нуждались и в самой необходимой пище. Так и здесь, указывая на это, говорит, что ему поручено было помогать им в этой нужде, и он принял это поручение и не уклонился от него. Показав таким образом свое согласие и единомыслие (с апостолами), он далее находит нужным упомянуть и о разговоре своем с Петром, происходившем в Антиохии, и говорит: **"Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных"** [[new:gal:02:11|(Гал. 2:11-12)]]. Многие, читая эти слова послания без должного внимания, думают, что Павел обличает ими лицемерие Петра; но это совершенно не так, этого допустить невозможно, так как мы найдем здесь великое благоразумие и Петра и Павла, сокровенно направленное в пользу слушателей. Но прежде необходимо сказать о дерзновении Петра и о том, как он всегда предварял всех учеников (Христовых). Благодаря этому он получил и имя свое за твердую и непоколебимую веру: когда были спрашиваемы все вообще, он, предварив других, отвечает: //"Ты - Христос, Сын Бога Живаго"// [[new:mf:16:16|(Мф. 16:16)]], за что ему тогда вверены были и ключи царства небесного. Точно также и на горе он один является говорящим, и когда (Господь) беседовал о кресте, и все другие молчали, он один сказал: будь милостив к Себе [[new:mf:16:22|(Мф. 16:22)]]. И хотя эти слова не были плодом зрелого рассуждения, все же они происходили от пламенной любви. Да и везде мы видим его более ревностным, чем другие, и предваряющим других в опасностях. Так, когда (Господь) явился ученикам на берегу, он, в то время как другие спешили к берегу на судне, не был в состоянии дождаться, пока судно придет к берегу; да и после воскресения (Господа), когда иудеи, дыша убийством и неистовствуя, искали истребить (учеников), он первый выступив осмелился, возвысил голос и сказал, что Распятый восстал и находится на небесах. Но не одно и то же отверзть заключенные двери и положить начало делу, – и потом продолжать начатое с тою же смелостью. Итак, каким образом могло бы случиться, что тот, кто отдал душу свою в руки такого множества народа, стал бы потом когда-нибудь лицемерить? Кто, несмотря на то, что подвергался бичеванию и узам, не согласился нисколько уступить своего дерзновения, и притом в самом начале проповеди, в центре столицы, где угрожала ему столь великая опасность, – как мог такой человек бояться уверовавших из иудеев спустя столько уже времени и в Антиохии, где не было и никакой опасности, и после уже того, как он приобрел великую славу и засвидетельствовал ее такими делами? Кто не страшился самих иудеев и притом в самом начале и в столице их, как, по прошествии такого уже времени и, находясь в чужом городе, стал бы бояться тех, которые отделились (от иудеев)? Итак, Павел говорит это не против Петра; но говорит это с тем же самым намерением, с каким сказал: //"И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного"//. Впрочем, чтобы нам долее не оставаться в сомнении относительно этого, необходимо раскрыть причину сказанного. Апостолы, как я сказал выше, дозволяли в Иерусалиме обрезание; так как невозможно было вдруг отвлечь от закона; но когда они пришли в Антиохию, то ничего подобного не соблюдали уже, но жили одинаково с верующими из язычников; так, без сомнения, поступал тогда и Петр. Когда же пришли из Иерусалима знавшие, что он проповедовал там иначе, то он перестал поступать по-язычески, боясь оскорбить их, и изменил образ жизни, имея в виду две цели: чтобы не привести в соблазн верующих из иудеев, и чтобы Павлу доставить благовидный случай для обличения. Ведь если бы тот, кто проповедовал в Иерусалиме, не отвергая обрезания, изменил свой образ мысли в Антиохии, то верующие из иудеев подумали бы, что он поступает так из страха пред Павлом, и ученики осудили бы его в крайнем легкомыслии, а это могло бы явиться немалым соблазном. Впрочем, своей переменой он не подал бы такого подозрения Павлу, так как последнему, ясно знавшему все, было известно и намерение, с которым так действовал Петр. Вот почему Павел обличает, а Петр переносит это, чтоб ученики, видя молчание учителя, несмотря на сделанный ему выговор, тем легче могли изменить свой образ мыслей. Если бы Павел не при таких обстоятельствах стал увещевать их, он не произвел был ничего важного; теперь же, воспользовавшись удобным случаем для строгого обличения, он внушил гораздо больший страх ученикам Петра. А если бы Петр, выслушав обличение, стал противоречить, то кто-нибудь справедливо мог бы обвинять его в том, что он извращает строение спасения; теперь же, когда один обличает, а другой молчит, верующие из иудеев поражены были великим страхом. Вот для чего он так сильно и обличает Петра. И смотри, с какою осмотрительностью говорит он, давая заметить благоразумным, что слова его не были делом раздора, но делом мудрого усмотрения. **"Когда же,** – говорит, – **Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию"**. Не сказал – "подвергался нареканию от меня", но – **"от других"**. А если бы и сам (Павел) осуждал его, то не усомнился бы сказать это. Слова же его: **"я лично противостал ему"** являются лишь образным выражением. Если бы они в самом деле были не согласны между собою, то, конечно, не стали бы обличать друг друга в присутствии учеников, так как этим они подали бы большой соблазн; теперь же это кажущееся несогласие было полезно. И как Павел уступил (апостолам) в Иерусалиме, так и они ему в Антиохии. В чем же состояло пререкание? **"Ибо, до прибытия некоторых от Иакова** (а последний и сам был учителем в Иерусалиме), **ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных"**; не того боялся, чтобы не подвергнуться опасности самому, – в самом деле, тот, кто не боялся в начале, тем более не мог бояться теперь, – но для того, чтобы не отпали (ученики), так как он и сам говорит галатам: //"Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас"// [[new:gal:04:11|(Гал. 4:11)]], и еще коринфянам: //"Боюсь, чтобы как змей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились"// [[new:2kor:11:03|(2 Кор. 11:3)]]. Ведь страх смерти ничего не значил для них, но страх погибели учеников сильно поражал души их. **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ---- Кто же эти бедные, о которых он говорит здесь и в послании к Римлянам и к Галатам, за которых просил и македонян? Это - бедные из иудеев, жившие во Иерусалиме. А почему он так заботится об них? Разве не было бедных и нищих в каждом городе? Почему же он к ним именно посылает и об них просит всех? Не без основания, не без причины и не по какому-либо пристрастию, но с доброю и полезною целью. Поелику (иудеи) имели собственные судилища, то от этих (судилищ) уверовавшим соплеменникам их приходилось терпеть самые тяжкие страдания. Были и в других городах и судилища, и законы, и начальники; но у язычников никто не мог, по своей воле, ни поражать мечем, ни побивать камнями тех, кто отступит от их (веры), ни причинять им другое какое-либо зло; и кто был обличаем, что сделал что-нибудь такое без приговора судей, тот сам подвергался наказанию. Напротив, иудеи пользовались в этом отношении большою свободою. Поэтому-то уверовавшие из них терпели больше всех, находясь как бы среди волков, и не имея избавителя. Так (иудеи) много раз бичевали и Павла; послушай, вот, он сам объявляет и говорит об этом: //от иудей пять краты четыредесять разве единыя приях, трищи палицами биен бых, единою каменьми наметан бых// [[new:2kor:11:24|(2 Кор. 11:24-25)]]. Что это сказано не по догадке, доказывает сам Павел, пиша к евреям: //воспоминайте первыя дни, в нихже просветившеся, мног подвиг подъясте страданий: ово убо, поношеньми и скорбми позор бывше: овоже, общницы бывше живущим тако: ибо разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее// [[new:evr:10:32|(Евр. 10:32-34)]]. И давая наставление фессалоникийцам, он выставил на вид этих же (верующих из иудеев): //вы бо//, говорит, //подобницы бысте, братие, церквам Божиим, сущим во Иудеи, зане таяжде и вы пострадасте от своих сплеменник, якоже и тии от иудей// [[new:1sol:02:14|(1 Сол. 2:14)]]. И так как (эти верующие) терпели больше всех, и не только не находили ни в ком (из иудеев) сострадания, но и были лишаемы всего своего имущества, водимы, влекомы и гонимы от всех, то Павел справедливо возбуждает верующих всех мест к оказанию им помощи. Вот и здесь за них же просит коринфян, говоря: //о милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам галатийским, тако и вы сотворяйте// [[new:1kor:16:01|(1 Кор. 16:1)]]. **//Беседа о милостыне.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **точию нищих да помним: еже и потщахся сие истое сотворити** Нищие здесь разумеются нищенствовавшие среди верующих иудеев, по причине гонений, лишений и разорений, причиненных неверующими верующим; заповедь такую постановить сообща заставляла крайняя нужда. Хотя из уверовавших не все были разорены и были между ними достаточные, готовые помогать, но, верно, число бедных и обедневших было так велико, что к поддержанию их недоставало у христиан местных средств. Язычники, меньше иудеев терпевшие разорение от своих, были достаточнее и без обременения себя могли подавать помощь бедным иудеям, - что они охотно и исполняли, по убеждениям и распоряжениям святого Павла. Этим вместе поддерживалась и духовная связь с центром христианства - Иерусалимом и поддерживалось тяготение всех Церквей к матери их,- Церкви Иерусалимской. Поминает же о сем святой Павел, может быть, ради того, чтоб показать, что сделанное им у них распоряжение, - по субботам отлагать, что кому рассудится, в помощь бедным верующим иудеям [[new:1kor:16:01|(1 Кор. 16:1)]], было вынуждено возложенною на него заповедию Апостолов, а не есть какое-либо излишнее, самовольное постановление, лично им придуманное. Святой Златоуст пишет: «что значат сии слова? В деле проповеди, говорит, мы разделили между собою всю вселенную; и я взял язычников, а они - иудеев, потому что так угодно было Богу. В попечении же о нищих из иудеев и я им помогал. Посему, если бы было между нами какое несогласие или распря, они не приняли бы моего участия. Кто же сии нищие? Многие из уверовавших иудеев в Палестине, которые лишились всего, что имели, и повсюду были гонимы. На сие указывает он в Послании к Евреям, когда говорит: //и разграбление имений ваших с радостию приясте// [[new:evr:10:34|(Евр. 10:34)]]. На то же указывает и в Послании к Солунянам, когда, восхваляя их мужество, говорит: //вы бо подобницы бысте церквам Божиим, сущим во Иудеи: зане таяжде вы пострадаете от своих соплеменник, якоже и тии от Иудей// (ср.: [[new:1sol:02:14|1 Сол. 2:14]]). И везде он показывает, что уверовавшие из язычников не столько гонимы были от оставшихся в язычестве, сколько были гонимы уверовавшие из иудеев от своих единоплеменников. Ибо иудеи - жесточайший народ из всех народов. Потому Апостолы так много и заботятся о верующих из иудеев, что они лишены всякого утешения в жизни. Потому и апостол Павел пишет о них и к римлянам, и к коринфянам и не только собирает для них деньги, но и сам относит оные, как сам же говорит: //ныне же гряду в Иерусалим, служай святым// (ср.: [[new:rim:15:25|Рим. 15:25]]). Ибо они нуждались и в дневной пище». //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности** См. Толкование на [[new:gal:02:09#prp_efrem_sirin|Гал. 2:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности** Неимущие святые, забота о которых требуется от Павла и Варнавы, это те из верующих иудеев, которые цену, вырученную от продажи своего имущества, положили к ногам апостолов для раздачи бедным [[new:act:04:32|(Деян. 4:32-37)]]; или те, которых их единоплеменники, родственники и родители считали отверженными - которых будто бы необходимо было подвергнуть очищению как отступников от закона и верующих в Распятого. Свидетельствами того, сколько труда понес в служении им апостол Павел, являются его послания, ибо он пишет и коринфянам, и фессалоникийцам, и всем церквам из язычников, чтобы они приготовили дар сей для отправления в Иерусалим, или через него самого, или через тех, которые им будут угодны. Поэтому теперь он смело говорит, что именно это он уже делал. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности** Разделив между собой, говорит он, дело проповеди, мы бедных помнили безраздельно. Ибо и в Иерусалиме многие из уверовавших были лишены своего имущества неверующими иудеями и были в затруднении относительно необходимого пропитания. Эллины же не так сильно враждовали против верующих из них, как иудеи с христианами из евреев. Посему Павел проявляет особенную ревность в попечении о них, как и сам свидетельствует, что// старался я исполнять в точности//. Ибо собирая подаяние повсюду от своих учеников, он сам доставлял им его. //**Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности** Когда Павел и Варнава обсуждали эти вопросы с Иоанном, Петром и Иаковом, благовествование было принято и подтверждено в том виде, как передает это Павел. Единственное, что слушали они неохотно, было рассуждение о том, что не дела приводят к спасению; однако настаивали они лишь на том, что следует помнить нищих. Итак, они согласны были [с Павлом]: если мы что-либо делаем для нищих, в том нет надежды на спасение. Но к чему же они побуждают? Чтобы мы нищих помнили. Не в том смысле, чтобы мы направляли на это всю нашу деятельность, но чтобы мы делились с не имеющим того, что сами мы можем иметь. Нужно лишь помнить нищих, но не направлять на них заботу, беспокойство и всю нашу силу, призванную на стяжание спасения. Итак, Павел был полностью в этом поправлен и предупрежден. Однако и сам Павел говорит: чтобы помнили нищих. Не то, чтобы делали это, но чтобы держали их в памяти. А это меньше, чем стараться лишь ради этого и лишь это исполнять. Итак, он говорит, я даже старался сам это исполнять. Затем добавляет, что, согласно благовествованию, которое он проповедовал прежде, он старался помнить о нищих и исполнять это, сколь было в его силах. Ведь в действительности никто не является нищим, если только, служа вере и веруя в Бога, ожидает богатства своего спасения. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности** См. Толкование на [[new:gal:02:07#lopuxin_ap|Гал. 2:7]] [<10>]