[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак** Потом, чтобы они не говорили между собою: а что, если и Петр и Павел худо сделали – он приводит справедливые и бесспорные причины, почему не должно держаться иудейских обычаев. Эти причины, состоят в том, что закон не может оправдывать, а только вера. Здесь он пользуется более кротким словом, но, идя далее, делает его более жестким и сильным. **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак**. Смысл слов его следующий: вера оправдывает и повелевает отстать от иудейских обычаев, как уже прекратившихся; а если закон еще властвует и есть господин, и оставивший его судится за отступление, то Христос, повелевший оставить его, окажется виновником нашего преступления, и не только не освободившим нас от греха, но введшим в грех. Если мы оставили закон для веры, а оставлять закон – грех, то вера, для которой мы оставили закон, сама сделалась причиною нашего греха. Когда, таким образом, он довел речь до нелепости, то ему уже не было нужды ни в каких доказательствах для опровержения, а довольно было сказать: **никак**, так как нелепость отсюда признавалась сама собою. **//Беседа, сказанная в старой церкви на слова апостола: Когда же Петр пришел в Антиохию.//** См. также Толкование на [[new:gal:02:16#svt_ioann_zlatoust|Гал. 2:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли ищуще оправдитися о Христе, обретохомся и сами грешницы, Христос убo греху ли служитель? Да не будет** Апостол останавливает внимание на предлежащем обстоятельстве,- что, исключая пришедших от Иакова, все иудеи, бывшие тут, и с апостолом Петром в том числе, бросили было все законное ради веры в Господа, а потом опять к нему обратились, по той причине, что теперь смотрели на них ревнители закона. Как будто те захватили их на худом деле, которое надлежало поспешить исправить! Как будто грех, оставя закон, прилепиться ко Христу, - ко Христу, Который есть очищение о гресех наших! Вот какая нелепость выходит из вашего образа действования! Словом: //ищуще// - показывает Апостол, что все, которые слышали слово его, точно, были люди возбужденные и ревностно искали спасения. Искали его в законе и видели, что он не удовлетворял требованиям совести и сердца боголюбивого Почему законно оставили его и прилепились к Господу, истинному Спасителю, Врачу душ, в Коем подаются нам все сокровища духовные. Этого искали во Христе и, конечно, нашли, ибо всяк, ищай сего в Нем, обретает. Зачем же опять обращаться на немощные стихии? Понять нельзя этого поведения. Искали оправдиться, //а обретохомся грешницы//. Когда застали нас за такими делами, которые свидетельствовали о том, что мы веруем спастися единственно в Господе Иисусе Христе, без дел закона; мы спохватились, стыдно нам стало и пред другими, и пред своею совестию, - и поскорее поправлять свою ошибку. Приняли было свободу, а потом опять отскочили от нее, будто обжегшись, будто учинивши пагубный грех! //Христос убо греху ли служитель?// И вышло, по вашему, что прилепиться ко Христу и на Него Единого возложить все упование спасения, бросив законные дела,- значит то же, что в грех впасть. - И стал у вас Христос греху служитель, в грех всех ввергающий, кто к Нему ни прилепится верою. Можно ли так, - когда Он спасения ради нашего пришел и мы к Нему обратились, чая сего спасения и самым делом обретая его? Вот какой смысл имеет ваш поступок. Какое отсюда могли извлечь побуждение - совсем бросить закон и уже не возвращаться к нему более,- те, кои уразумели силу сих речей Апостола! Святой Златоуст пишет: «если, говорит, вера во Христа не может оправдать, но опять необходим закон; то, оставив закон для Христа и не получая оправдания чрез его оставление, но подвергаясь осуждению, мы должны будем признать виновником нашего осуждения Того, к Которому перешли, оставив закон. Смотри, к какой неизбежной нелепости он привел слово свое. Ибо если не должно, говорит, оставлять закона, а мы оставили его для Христа, то мы будем за сие судимы. - Но для чего, Павле, говоришь и советуешь сие Петру, который знал все сие совершенно? Не ему ли Бог открыл, что человека необрезанного не должно осуждать за то, что он не обрезан?.. Не для исправления Петра говорит он сие, но, обратив речь свою к Петру потому, что находил это нужным, говорит между тем ученикам. Ты облекся во Христа, соделался членом Господа, сопричислен к вышнему граду,— как же пресмыкаешься еще около закона? Как можно тебе достигнуть Царствия? Внемли словам Павла, что соблюдением закона ниспровергается Евангелие, и, если хочешь, я покажу тебе, - и как это; а ты устрашись и постарайся избегнуть угрожающей бездны. Для чего ты наблюдаешь закон? Конечно, убоявшись закона и опасаясь оставить оные письмена? Но ты не убоялся бы оставить закон, если бы не презрел веры, как бы слабой и самой по себе не могущей спасти тебя. Если необходимо исполнение закона, то необходимо должно отвергнуться Христа или, последуя Христу, сделаться преступником закона. Ибо если должно исполнить закон, то не исполняющие его - законопреступники, и виновником сего законопреступления будет у нас Христос; ибо и Сам Он разрешал от обязательства сему закону и другим дал заповедь разрешать от сего обязательства. Смотри, до чего доходят иудействующие! Они Христа, виновника нашего оправдания, делают виновником греха, как и Павел говорит: //Христос убо греху ли служитель?// Доведши их до такой нелепости, ему уже не нужно было приводить другие доказательства к опровержению их, но достаточно было одного отрицания»; посему он и сказал только: //да не будет!// Ибо против совершенно явной нелепости не нужно изыскивать доказательств, а достаточно и одного отрицания. Это //да не будет//, по мнению блаженного Августина, произнесено святым Павлом не от одного своего лица, но от лица всех его слышавших, не исключая и пришедших ревнителей закона. Ибо, чтоб Христос был греху служитель, этого «и они не могли сказать, потому что не только сами веровали во Христа, но не хотели даже, чтоб Евангелие было преподаемо кому-либо, кроме обрезанных». //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак** См. Толкование на [[new:gal:02:15#prp_efrem_sirin|Гал. 2:15]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак** Мы ищем оправдания во Христе, Святейшем всех святых, но мы – грешники; если Христос оправдывает нас, грешников, то не служитель ли Он греха, не потворствует ли Он нам? Нимало. Потому что мы стараемся понемногу разорять прежнюю греховную жизнь, и только при этом старании надеемся оправдаться заслугами Господа Иисуса Христа. Но если мы опять возвратимся на прежнюю жизнь, будем опять созидать то, что разорили, то мы делаемся преступниками, недостойными оправдания во Христе. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак** [Павел говорит:] если признается преступлением то самое, что, оставив закон, пришли мы ко Христу, в надежде верою в Него приобрести оправдание, то вина этого падает на самого Владыку Христа; потому что Он указал нам этот новый завет. Но да не будет того, чтобы отважились мы на эту хулу! **//Толкования на послания святого Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха?** Мы старались обрести, говорит он, оправдание во Христе, оставив закон. Как же вы говорите, что грешно оставлять закон: ведь выходит, что в такой грех ввел нас Христос, так как ради Него мы оставили все законное. Таким образом Христос, как вы говорите, не только не оправдал нас, но даже сделался для нас виновником большего осуждения тем, что убедил нас отступить от закона. **Никак** Доведя речь до нелепости, он не имел уже нужды в подтверждении, но удовольствовался одним отрицанием, что обыкновенно всегда он делал в предметах вообще спорных. //**Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак** Когда, приняв веру во Христа, мы совершаем то, что и иудеи совершают, - из-за того, что мы веру Христову приняли (ибо понимаем, что не делами закона, которыми мы желаем оправдаться, соблюдая дела закона, оправдывается человек), - становимся мы грешниками. Вот и получается, что Христос - служитель греха. Ибо с тем мы Его приняли, чтобы не грешить. Ныне же, когда, уже приняв Его, вновь возвращаемся к грехам, мы уподобляемся иудеям, и Христос становится служителем греха. Но этого, говорит Павел, да не будет! Это не следует так понимать и поступать так не следует, чтобы Христос, Который затем и пострадал, чтобы грех победить, становился служителем греха. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником** Поведение Ап. Петра и других христиан из Иудеев, бывших в то время в Антиохии, идет вразрез с этим общецерковным убеждением и даже оскорбляет Христа. В самом деле, если мы, Иудеи, ищем оправдания во Христе и не находим, а чувствуем себя и в христианском состоянии такими же грешниками, как и язычники, потому будто бы, что не исполняем при этом требований закона Моисеева, то выходит, что будто бы Христос привел нас к такому состоянию, что будто бы все Его служение человечеству было в самом деле вредным для людей, - в данном случае для Иудеев, - что будто бы Он - служитель греха! Но можно ли допустить подобное предположение? Ни в каком случае. Рассуждения сторонников соблюдения закона и в христианстве - совершенно нелогичны. Не Христос является в данном случае преступником, а тот, кто им же разрушенное снова восстанавливает, как бы жалея о случившемся и признавая, что он поступил неправильно. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:02:11#lopuxin_ap|Гал. 2:11]] [<10>]