[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу** См. Толкование на [[new:gal:02:18#svt_ioann_zlatoust|Гал. 2:18]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду, Христови сраспяхся** В последних трех стихах Апостол показывает, с какою решительностию должно оставить закон и прилепиться к Единому Господу, выставляя в основание к тому то, что в этом прилеплении к Господу, как бы слиянии своей жизни с Его жизнию, и есть настоящая жизнь, спасение и праведность. Говорит об этом в своем лице, как бы так: вот так надо поступать всякому, как я,- умереть закону и жить только Христу и Христом. Он мог так говорить о себе и выставлять себя в образец не для похвальбы, а для объяснения дела. Ибо всем было известно, как он вдруг, как только узнал, что есть истина во Христе, пресек всякое общение с законом. Сколько прежде предан был ему и уповал на него, столько, уверовавши в Господа, далек стал от него и ни во что ставил его. Такое свое отношение к закону он выражает словами: //я умер закону//, - перестал для него существовать, и он для меня. Как умерший свободным становится от всех обязательств к живым, так у меня со смертию закону прекратились все к нему обязательства. «//Закону//, говорит, //умрох//, - чтоб не быть более под законом» (блаженный Августин). Ибо «кто освобождается от закона, тот умирает закону» (Амвросиаст). Умершим себя закону выставляет он чрез закон же: //законом закону умрох//. Закон сам умертвил меня для себя, сам от себя оттолкнул, сам от себя отвел и привел ко Христу. Это можно понимать двояким образом. Или так: сам закон тем, что не удовлетворял моего искания правды, заставил меня бросить его и обратиться к другому истинному источнику праведности; или так: сам закон предуказал мне Христа - цель и конец закона; сам он говорит о пришествии Христа Спасителя и о необходимости слушать Его, чтоб спастись. Следуя сему внушению закона, я обратился ко Христу и бросил закон. Та и другая мысль совмещается в одной той, что закон был пестун во Христа. Древние толковники на ней более и останавливаются. Так блаженный Августин: «//законом//, говорит, //умрох закону//; поелику был иудей и закон имел пестуном во Христа, как объясняет после (см.: [[new:gal:03:24|Гал. 3:24]]). Самим пестуном делается то, что он после и сам не нужен бывает: как и сосцами питается младенец, чтоб после не иметь нужды в сосцах».- Так святой Златоуст: «показывает сим, что он чрез сей самый закон умер закону, то есть самый закон убедил меня не следовать закону. И если после сего буду следовать ему, то сим самым нарушу его. Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: //пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой: Того послушайте// (ср.: [[old:vtor:18:15|Втор. 18:15]]). Очевидно из этого, что не повинующиеся Христу преступают закон».- Так Феодорит: «убежденный самим законом, говорит Апостол, сделал я себя мертвым для закона; потому что закон предуказывал мне Христа; убежденный законом, пришел я ко Христу, и для закона я мертв; потому что не им уже управляюсь в жизни, но последую постановлениям Христовым». Но, кроме этого главного понимания, они находят в словах Апостола оттенки и других мыслей. Так говорят, что под законом, коим умер закону святой Павел, можно разуметь закон Евангельский, как бы так: новый закон пришел от Бога, повинуясь которому я оставил закон ветхий; или так: я был связан с ветхим законом, как жена с мужем, и не мог оставить его; но пришел новый закон и умертвил тот закон ветхий, от которого став, чрез смерть его, свободным я сочетался с новым законом, что позволяет мне и самый закон.- Так святой Златоуст: «возможно, что он здесь говорит о законе благодати, потому что и благодать обыкновенно называет он законом, когда, например, говорит: //закон духа жизни о Христе Иисусе освободил мя есть// (ср.: [[new:rim:08:02|Рим. 8:2]])» Так блаженный Иероним: «кто умирает закону, тот жил ему прежде, соблюдая субботы, новомесячия, дни праздничные, жертвы. Когда же пришел Христос, и закон ветхий умер чрез Евангельский закон, то душа, которая, по писанному, //живу сущу мужу прелюбодейца бывает, аще будет мужеви иному//, - по смерти мужа, то есть ветхого закона, свободна сочетаться (с иным мужем) с духовным законом (веры во Христа), да плод принесет Богови (ср.: [[new:rim:07:03|Рим. 7:3-4]])». Святой Златоуст, сверх того, находит возможным видеть у Апостола и такую мысль: закон умертвил меня, - я и стал ему мертв; но Христос оживотворил меня мертвого, - я и живу Ему. «Мы можем,- говорит он,- и иначе понимать слова: //аз законом закону умрох//. Если закон повелевает исполнять все написанное в нем и за неисполнение наказывает (смертию), то мы все умерли им, потому что никто не исполнил его Но как бездушному и мертвому не свойственно повиноваться заповедям закона, так и мне, умершему законом, потому что я умер силою слова его. Следовательно, более он не должен требовать повиновения от умершего, которого и сам он умертвил,- и смертию не только телесного, но и душевною, чрез которую подверг и телесной.- Поелику же он сказал: я умер, то, чтобы не сказали ему: как же ты живешь? - он представил и причину жизни и показал, что закон умертвил его живого, а Христос, восприяв мертвого, оживотворил его чрез смерть Свою: в чем показывает еще двоякое чудо - и тем, что Христос оживотворил его //мертваго//, и что оживотворил //чрез смерть//». //Да Богови жив буду//,- то есть чтоб жить для Бога. Живет для Бога тот, кто все мысли свои, желания, чувства, слова, дела и всякие труды посвящает Богу, во славу Его, на угождение Ему, по святой воле Его. - И сущие под законом жили для Бога, но только внешно; внутреннее же их не Ему работало. При всем том они считались правыми, яко исполнившие внешние условия оправдания. Теперь же, говорит, я, благодатию Божиею возрождаясь в Господе, и внутренно и внешно, всем существом к Богу устремляюсь и живу Ему истинно, «то есть бессмертною и нестареющеюся жизнию» (Экумений). - Или так: прежде пришествия Господня, кто хотел жить Богу, тот должен был жить по закону Моисееву; ибо такова была воля Божия. Теперь иначе: Бог в Господе Иисусе Христе учредил новый, лучший и действеннейший образ жизни по Богу. Почему, кто хочет ныне жить Богу, то есть вполне по воле Его, истинно в угодность Ему, тот должен бросить закон и веровать в Господа: ибо такова ныне воля Божия, чтоб Богу жить не иначе как во Христе и чрез Христа. Если б я, говорит, оставил закон, да и только, оставил, чтоб только не стеснять себя законом, то это было бы хуже, чем быть под законом. Но я оставил один закон, чтоб принять другой, лучший; я все в той же области вращаюсь, в которой царствует воля Божия; оставил закон, чтоб жить Богу,- как прежде, рабствуя закону, думал жить Богу. Но тогда не было во мне истинной жизни; а теперь я сознаю ее во мне и ею живу, с уверенностию, что, живя так, живу Богу. Где же взял святой Павел сию новую жизнь? В сораспятии Христу. //Христови//, говорит, //сраспяхся//. Этими словами показывает он, как, оставя закон, он стал жить Богу. Он как бы говорит: не думайте, что оставить закон было для меня легко. Нет. Это было то же, что распятие. Для чего распялся Христос? Для того, чтоб исполнить волю Отца Небесного, Который //тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго предал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но иматъ живот вечный// (ср.: [[new:in:03:16|Ин. 3:16]]). Эту волю и я уразумел и, чтоб ей последовать, все принес в жертву, - все, что так дорого было моему сердцу,- наши религиозные убеждения и любовь народа моего. Легко разве мне было оставить то, к чему с детства привык, что так высоко ценил и чем так дорожил?! Но, уразумевши, что на то была воля Божия, я оторвал от сего сердце мое. Не видел разве я, что, оставляя закон, навлеку ненависть народа моего, который люблю и славу и благостояние которого считаю своими? Но я предал себя на всякие страдания от тех, кого люблю, чтоб не погрешить против воли Отца нашего Небесного, так явно открытой мне в Господе Иисусе Христе. Перемена моя была болезненна, как смерть. Больно было отстать от закона, страшно было возбудить опасности кругом и поставить себя в состояние ожидания смерти на всякий час. Но я предал себя на болезни и смерть, прилепившись ко Христу верою и все упование спасения моего на Него единого возложивши. Я был и есмь в состоянии распятого,—в сораспятии Христу. Но в этом еще не все. Сораспятие Христу тут видно; но как отсюда истекла новая жизнь по Богу?! Для того, чтоб началась новая жизнь, недостаточно было одной указанной нравственной перемены. Эта перемена - только приготовление к новой жизни. Самая жизнь образуется рождением свыше, которое совершается в крещении. Святой Златоуст говорит: «но каким образом, скажет кто, он сраспялся (Христу), когда был жив и дышал? Что Христос был распят, это ясно; но как ты распялся и живешь? Словами: //Христови сраспяхся// - он указал на крещение».- «Христу сраспялся я; ибо Ему спогребся я крещением» (блаженный Феодорит). «Духовно сраспялся я Ему и умер с Ним чрез крещение» (блаженный Феофилакт). Как крещаемый в смерть Христову погружается и из купели исходит в обновлении жизни, Апостол пространно изображает в Послании к Римлянам (см.: [[new:rim:06:01|Рим. 6:1-13]]). В этот момент нового рождения душа ощущает и с этого же момента постоянно начинает ощущать, что она уже имеет в совершенстве все, чего ожидала и могла ожидать от закона, который потому оказывается не нужным, - и что новая зародившаяся жизнь столько блаженна, что сравнительно с нею все жертвы ничто. Таким образом то, что во время обращения ко Христу Господу причиняло смертную болезнь и грозило смертями, теперь исчезло: то мертвенное пожерто животом о Христе Иисусе Господе. //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу** См. Толкование на [[new:gal:02:15#prp_efrem_sirin|Гал. 2:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Законом я умер для закона** Объясняет, каким образом он оставил закон, и говорит: посредством закона благодати и Евангелия я умер для закона Моисеева, или умер, говорит он, для закона посредством закона; то есть сам закон привел меня к тому, чтобы более не соблюдать его, приведши меня ко Христу посредством Моисеева и пророческого слова. Поэтому, если я опять стану соблюдать его, - опять нарушу его. Или же таким образом: закон повелевал не исполняющего его предписаний наказывать и убивать. А так как он не мог быть выполнен, то по силе его я подвергся смерти. Посему да не повелевает он мной, как уже умершим и душевно, потому что согрешил, не будучи в состоянии исполнять дел закона, и телесно, поскольку это зависело от осуждения законом. Как же после этого я буду еще держаться того, который умертвил меня? **Чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу** Чтобы кто-нибудь не сказал: как же ты живешь, когда умер? - он говорит, что хотя закон умертвил меня живого, но Христос, обретши меня мертвым, оживил меня, мысленно сораспявшегося Ему и умершего с Ним чрез крещение. Сугубое чудо: оживотворил мертвого, и оживотворил чрез смерть. //**Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.**// ===== Марий Викторин ===== **Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу** Можно понять это так, что Павел говорит о двух законах: один их них - Христов, другой - Моисеев, - поскольку называет он себя мертвым для того самого закона, что дан был иудеям; и это так согласно тому закону, что дан от Христа. Т.е. **законом** [Христа] **я умер для закона** [иудеев], который был дан прежде. Можно также понять это так, что Павел часто говорит подобно тому, как говорил Сам Спаситель, и ведет здесь речь о двух законах, потому что в одном и том же законе как бы две стороны: ибо один закон постигается плотью, другой же - духовно... Следовательно, смысл сказанного Павлом таков: «Согласно закону, который ныне я постигаю духовно, я мертв для закона. А именно для того закона, который прежде постигался плотью. И поскольку это так, поскольку я уже постигаю закон духовно, я мертв для плотского закона, ибо живу для Бога». Ведь так живет для Бога всякий, кто заложенные в законе предписания постигает не плотью, а духом, а именно: что такое истинное обрезание и что такое истинная суббота. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-20 **Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня** В противоположность такому непоследовательному образу действий иудействующих и отчасти даже самого Ап. Петра, который временно склонился на их сторону, сам Ап. Павел считает себя //умершим для закона,// т. е. не обязанным его исполнять. При этом он говорит, что //сам закон// довел его до такого разрыва с ним (подробнее об этом см. в посл. к Рим гл. VII, [[new:rim:07:04|ст. 4]], [[new:rim:07:06|6]], [[new:rim:07:09|9]], [[new:rim:07:06|10]]). Теперь Ап. //живет уже для Бога,// т. е. как прежде он посвящал всю жизнь свою закону, надеясь через исполнение его оправдаться, так теперь он живет прямо для Бога, от Которого закон только отдалял человека (ср.: [[new:gal:03:10|Гал. 3:10)]]. Ап. //сораспялся Христу// (ср.: [[new:rim:06:06|Рим. 6:6]]), и прежнего преобладания своего человеческого "я" Ап. уже не чувствует. Напротив, в нем //живет Христос.// - Христос стал в нем единственною движущею, руководящею мыслями, чувствами и волею Павла силою или принципом. Но, конечно, Ап. еще //живет в плоти//, жизнь его и после обращения ко Христу не стала во всех отношениях жизнью Христовой, не уподобилась вполне жизни Христа. Однако, это не смущает Апостола. Все же он знает, что это - //жизнь в вере во Христа как в Сына Божия,// Который предал Себя, по любви к Павлу или к человеку вообще, на смерть. Отсюда следует, что в дальнейшем, благодаря помощи Христа, жизнь Апостола вполне уподобится жизни Христа, Который будет постоянно прибавлять ему силы для достижения возможного совершенства. **//Толковая Библия.//** См. Толкование на [[new:gal:02:11#lopuxin_ap|Гал. 2:11]] [<10>]