[<10>] ====== Толкования на Гал. 2:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер** См. Толкование на [[new:gal:02:18#svt_ioann_zlatoust|Гал. 2:18]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не отметаю благодати Божия: аще бо законом правда, убо Христос туне умре** «Отметать - значит не веровать, уничижать, охуждать» (Экумений). Апостол говорит как бы: не могу иначе; ибо если б я держался еще закона, то отметал бы, уничижал и охуждал благодать. Или так: Сам Господь так милостиво приближается ко мне, ради единой веры, даруя мне и прощение грехов, и внутреннее обновление: как могу я отметать эту благодать и еще продолжать вязать себя узами закона? Святой Дамаскин говорит: «благодатию, говорит, я стал свободен». Почему возвращением опять к закону не навлеку укора на благодать, как будто она не сильна животворить» «Ибо (по пришествии благодати) продолжающий жить по закону бесчестит благодать, как недостаточную для спасения» (блаженный Феодорит). По Амвросиасту, святой Павел как бы так говорит здесь: «не могу оказаться неблагодарным благодати Божией и не пребывать непоколебимо в вере в Господа Иисуса Христа, зная, что никем так я не благодетельствован, как Им, и что если я сравню с ним другого (закон), от которого никакой не получил помощи, то этим окажу презрение к Нему». //Аще бо законом правда//, δικαιοσυνη, - праведность, богоугодная, спасительная жизнь,- //убо Христос туне умре//. Если б закон доставлял и прощение грехов, и внутреннюю правоту и освящение, то Христу не для чего было умирать. Он затем и умер, чтоб доставить нам сии два существенные блага - прощение грехов и освящающую благодать, которых, кроме Него, никто другой доставить не мог и без которых нет нам спасения. Ибо, пока мы под грехом, не прощены, нет нам приступа к Богу. Но если б и были прощены, а внутренно не обновлены и не получили сил на хождение в воле Божией неуклонное, то все оставались бы непотребными пред Богом. Господь Спаситель умер за нас и грехи наши пригвоздил ко кресту. Потом, вознесшись на небо, Святаго Духа ниспослал от Отца. Почему верующим в Него подает и прощение грехов, и спасительную благодать Святаго Духа. Без этих двух нет нам спасения. Следственно, Христос, доставивший их нам, не напрасно умер. Но если б сии блага доставлял закон, то Христу не для чего было бы умирать, когда уже все нужное для спасения доставляет закон. Апостол, впрочем, высказывает здесь только общее положение; вывод же из него предоставляет сделать каждому самому, ради его крайней очевидности. Именно: но Христос не туне умер,- никак нельзя сказать, что Христос напрасно умер; следовательно, не законом правда. Святой Златоуст говорит при сих словах святого Павла: «какой еще грех больше сего, какие еще слова сильнее сих к обличению? Ибо если Христос умер, то очевидно потому, что закон не силен оправдать нас; если же закон оправдывает, то Христос умер напрасно. Но не безрассудно ли будет называть бесполезным и напрасным сие, столь страшное и превышающее ум человеческий, Дело, сие неизреченное таинство, которого с нетерпением ожидали патриархи, которое предсказывали Пророки и на которое Ангелы взирая ужасались,- дело, которое по справедливости от всех должно быть признаваемо за главную причину Божия промышления о нас? Таким образом Апостол представляет как крайнюю степень глупости и нелепости — столь великое и важное дело почитать напрасным». «Очень сильно слово сие, - пишет блаженный Иероним,- против тех, которые после веры во Христа думают, что надо соблюдать предписания закона Если законом правда, то Христос напрасно умер Или пусть покажут, как Христос не напрасно умер, если дела закона оправдывают; но как бы ни были они глупы, не посмеют сказать, что Христос даром умер - Посему мы должны дополнить здесь речь следующим наведением но Христос не туне умер; и заключить: следовательно, не законом правда». //**Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер** См. Толкование на [[new:gal:02:15#prp_efrem_sirin|Гал. 2:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не отвергаю благодати Божией** После этих рассуждений, он, наконец, заявляет: я не отвергаю дара Христова, которым Он меня сподобил, оправдав меня без дел смертью Своею, и не прибегаю к закону. **А если законом оправдание, то Христос напрасно умер** Ибо, если, говорит он, закон в состоянии спасать и оправдывать, то Христос совершенно напрасно умер. Но Он, без сомнения, умер для того, чтобы спасти нас Своею смертью, чего закон не в силах сделать. А если закон спасает, излишня смерть Христова. Видишь ли, к чему ведет такая хула? //**Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер** Поскольку христианам обетована жизнь будущая, то живущий ныне помощью Божией живет верою в жизнь грядущую. Ибо такой человек созерцает образ Его, будто залог будущей жизни, которая по воле Бога пришла к нам через любовь Христа. Нет в том неблагодарности Христу, кто пребывает в вере в Него, зная, что ни в ком для него нет выгоды, кроме Христа, и обижаясь, если его сравнивают с тем, на чью помощь нельзя полагаться. Закон не мог отпустить грехи, не мог, восторжествовав над второю смертью, освободить плененных грехом. И для того Христос умер, чтобы дать то, чего не мог дать закон; а потому Он не напрасно умер, ибо Его смерть есть оправдание грешникам. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер** Да, Апостол не отвергает благодати Божией, явленной во Христе, - он хочет ее использовать до конца для собственного усовершенствования. Он не хочет подражать тем, которые, как бы считая эту благодать недостаточной, обращаются снова к исполнению дел закона. Ведь если искать еще способов оправдания в законе, то это значит допускать мысль, что Христос пострадал и умер напрасно, что Он не может доставить оправдания... Вот к какому нелепому заключению приводят рассуждения тех, которые считают необходимым соблюдение требований закона Моисеева и в христианстве. - Ап. Павел не говорит, какие последствия имело это его выступление против Петра. Но из того, что он не приводит ни одного возражения Петра, можно заключать, что Петр вполне сознал нетактичность своего поступка. Не имеет ни малейшего основания предположение рационалистов, будто бы это столкновение послужило поводом к разъединению между Петром и Павлом. Уже то, что Петр был на стороне Ап. Павла на Апостольском соборе (ст. 9), говорит против такого предположения, а затем против этого свидетельствует и отзыв Петра о Павле во 2-м посл. Петра [[new:2pet:03:15|(2 Пет. 3:15)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:02:11#lopuxin_ap|Гал. 2:11]] [<10>]