[<10>] ====== Толкования на Гал. 3:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона** Павел устраняет и эту боязнь, премудро и благоразумно обращая в противную сторону сказанное в законе, и показывает, что оставившие закон не только не прокляты, но и благословенны, а держащиеся закона не только не благословенны, но и прокляты [[old:vtor:27:26|(Втор. 27:26)]]. Те [ревнители закона] говорили, что не сохраняющий закона проклят; апостол же показывает, что сохраняющий закон - проклят, а не сохраняющий - благословен. Те говорили также, что надеющийся только на веру проклят; Павел же показывает, что надеющийся на одну только веру - благословен. **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ===== Свт. Епифаний Кипрский ===== **а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона** Слова **находятся под клятвою** сказаны апостолом потому, что в законе была угроза против преслушания Адама, доколе не явился Пришедший свыше и, облекшись в тело из состава Адама, не переменил клятву на благословение. **//Панарион.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **елицы бо от дел закона суть, под клятвою суть: писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет во всех писанных в книзе законней, яко творити я** //Елицы от дел закона суть// - это те, которые чают угодить Богу и спастись делами закона, строго исполняя подзаконные учреждения - об обрезании, субботе, праздниках, омовениях, жертвах и прочем. Что такие, поколику таковы, под клятвою суть, этого безусловно принимать нельзя, иначе будет выходить, что самый закон дан для нанесения клятвы. А так нельзя рассуждать: ибо закон от Бога; Божие же учреждения все благи и идут ко спасению. Почему и написано: //сотворивый та человек жив будет в них// (ср.: [[old:iez:20:11|Иез. 20:11]]). И тем, кои будут соблюдать закон, даны великие обетования (см.: [[old:vtor:28:start|Втор. 28]]). История народа израильского показывает, что, когда он был верен закону, тогда и Бог к нему благоволил, а когда отступал, тогда был подвергаем наказаниям от Бога. По каким же условиям подзаконники подвергались клятве? До пришествия Христова подвергались клятве те, которые не исполняли закона и, нарушивши его в чем-либо, не приносили покаяния и не спешили очиститься в законе же указанными способами. Закон сам предвидел нарушения и сам определял, как примиряться с собою. Кто не пользовался сими средствами, оставался под клятвою, и как нарушитель закона, и как упорник в сем нарушении, не спешивший исправиться и загладить вину свою законным образом. Далее, так как сии средства заглаждения вины были сильны делать это не сами по себе, а по вере в то, чего тению и отражением служили они; то под клятвою был, кто и средствами законными пользовался, но без должной веры. Наконец, поелику весь закон был проникнут предызображением Грядущего и к Нему возводил всякого законника; то вообще и всякий верный исполнитель закона, как скоро не освящал своей жизни верою в Сего Грядущего, не был вполне верен закону, не во всем том пребывал, что предписывал закон. Святой апостол Павел в настоящем месте мог иметь в виду только сих последних. Впереди он сказал, что сущие от веры благословятся с верным Авраамом, помимо закона, не зная его, не приобщаясь ему. Теперь говорит: напротив же, подзаконники, коль скоро останутся с одним законом без веры, под клятвою суть: ибо не исполняют того, к чему возводит их закон предписаниями своими. Такая мысль удовлетворительно объясняет связь стихов, если брать здесь закон отвлеченно, без отношения к тому случаю, по которому ведется речь о законе. Если же это взять во внимание, то надо принять, что Апостол говорит о законе с точки зрения новозаветной, то есть по пришествии Христа Спасителя, Которого тению служил закон. Те, против кого писал святой Павел, были верующие во Христа, но при вере в Него требовавшие и исполнения закона сенно-писанного (ветхого). Потому мысль, пред сим выраженная, не может их поражать и убеждать галатов в неправости их новых шагов. Надо, следственно, положить, что святой Павел хотел сказать, что подзаконники под клятвою суть, по пришествии Христа Господа. В сем случае положение, выраженное им, безусловно. И Господь сказал, что закон и Пророки до Иоанна, то есть до пришествия Самого Господа обетованного. И это предначертано в самом законе, понимая его как ветхозаветное водительство Божие. Следственно, кто держится еще закона как условия спасения, по пришествии Христа Спасителя, тот идет против закона; а кто против закона, тот подлежит клятве, следственно, и подзаконники под клятвою суть,- те самые, которые совращали галатов. В причину подлежания сущих от закона клятве приводит святой Павел то, что всякому нарушителю чего-либо, написанного в законе, прописана угроза проклятием. Не трудно видеть, что причина не прямо идет к высказанному положению. Положение говорит: подзаконники под клятвою суть, а причина: потому что нарушителям закона угрожается проклятием. Если б сказано было, что держащиеся закона проклятию подлежат, была бы тут прямая причина, а тут говорится о нарушителях закона, кои суть, конечно, отступники от него — тогда и в том, когда и в чем нарушают его. Если прямо принять, что сущие от закона потому под клятвою суть, что нарушителям закона угрожается проклятием, то в этом отношении и новозаветное учреждение ничем не разнится от ветхозаветного. И в нем прописаны угрозы, еще грознейшие древних. Тот же Апостол, пиша к евреям, говорит: //аще глаголанное Ангелы слово бысть известно, и всякое преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние, како мы убежим о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемь глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися// (ср.: [[new:evr:02:02|Евр. 2:2-]][[new:evr:02:03|3]]). В другом месте: //отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и Кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?// (ср.: [[new:evr:10:28|Евр. 10:28-]][[new:evr:10:29|29]]). И еще: //земля, бо пившая сходящий на ню множицею дождь, и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога: а износящая терния и волчец, непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение// (ср.: [[new:evr:06:07|Евр. 6:7-]][[new:evr:06:08|8]]). И на страшном суде что скажет Господь нарушителям заповедей Его Нового Завета? Идите от Мене, проклятии [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Поставляя эти угрозы в параллель с словами Апостола в рассматриваемом нами месте Послания к Галатам, придем к подобному же положению, что и сущие от веры под клятвою суть, потому что неверным вере угрожается проклятием, и притом вечным. Как же тут быть? Надо допустить в речи святого Апостола дополнительные мысли подразумеваемые. Не ту только, что закона никто исполнить не мог; ибо и в новой благодати, //аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас// [[new:1in:01:08|(1 Ин. 1:8)]]. Но ту особенно, что закон, в случае нарушения его, сам в себе не представляет ничего к очищению согрешившего. Имел он жертвы очистительные; но они силу получали от веры в Господа, следовательно, не в нем, а вне его. Почему когда остается он один, то оставляет держащихся его без всякой помощи, в случае нарушения его, и только сам тяготеет над ними всею тяжестию своего суда. И в новозаветном учреждении сила греха та же: он отнимает благословение и привлекает клятву; но самое существо Нового Завета состоит в покровении всех грехов, случающихся с верующим, ходатайством Христа Господа, распеньшагося за нас. //Аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника// (ср.: [[new:1in:02:01|1 Ин. 2:1]]). Этого ходатайственного покровения грехов закон не имеет, когда остается один без веры или когда, по пришествии Ходатая, содержим бывает как условие спасения при вере; ибо в таком случае вера — не вера; опирающийся при сем на закон умаляет Ходатая и лишается за то силы ходатайства. Таким образом мысль святого Апостола стоит на том, что закон один без веры оставляет держащихся его под всею строгостию своей клятвы. Что точно такова мысль Апостола, видно из следующего стиха, в котором спасительность закона поставляется под условие веры. Закон оправдывал, но только верою; а без веры и в законе никто не оправдывался; были праведники в Ветхом Завете, но они все такими являлись ради веры. **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-29 **а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию. Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один. Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники** **Ясно, что законом **самим** никто не оправдывается**, так как нет никого из праведников, большего или меньшего, который не был бы преступником закона и не подлежал бы проклятию закона; //ибо//, опять //говорит, праведный от веры жив будет// [[old:avm:02:04|(Авм. 2:4)]]. Закон же не от веры животворит, но исполнивший это (заповеди закона) жив будет этим [[old:lev:18:05|(Лев. 18:5)]]. **Христос нас искупил от проклятия закона**, ибо, придя (на землю), **претерпел за нас проклятие**: //проклят//, сказано, //всяк висящий на древе// [[old:vtor:21:23|(Втор. 21:23)]]. Теперь же, поелику **благословение Авраама** чрез Евангелие Христово** достигло до язычников**, почему не спешите с радостью **принять благословение Духа**, обещанное Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? - Приводит в речи своей пример, что, как завещание** утвержденное не отменяется, и не прибавляется** какое-либо другое постановление сверх того, что положено в нем, - так и **Аврааму изречено обетование**: не ему **и семенам** его многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и семени его (Одному), Кто есть Христос. Итак, этого обетования, которое подобно завещанию утверждено было у Бога, от - самых дней Авраама, закон, бывший после четыреста и тридцати лет, не может **отменить, и сделать бездейственным обетование. Ибо если**, как утверждают ваши новые учители, **по закону наследство, то уже не по обетованию**, как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму **чрез обетование даровал Бог**, а не чрез закон, который **преступников ради положен был**, чтобы он своими установлениями мог подготовлять людей до времени, то есть - **доколе не пришло семя, которое обетовано**, в присутствии сонма Ангелов, **рукою посредника**. Но посредничество Ангелов было не в одном лице; **Бог же**, бывший среди них и давший это обетование, **один был**, который не изменяется. **Итак, закон - не против обетований** Аврааму, **ибо если бы дан был закон могущий оживотворить**, то упразднено было бы обетование. **Но заключило Писание** исполнителей закона **под грех, дабы обетование от веры Иисуса Христа дано было** не делающим (дела закона), но **верующим**. Однако же не совсем бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов, благодаря своим прещениям и наказаниям. **Заключены были** - разумей: сохраняемы были **для той веры**, которая уготована была для откровения нам. **Итак, закон детоводителем нас был**, поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к вере во Христа, которая оправдывает нас. **Но когда пришла вера, уже не у детоводителя мы**, то есть под законом; **ибо все **мы** сыны Божии чрез веру Иисуса Христа**, а не прежние рабы, угнетаемые под игом закона. **Все, кои во Христа крестились и** веруют, что **облеклись во Христа**, - не только освободились от проклятия закона, но и приняли как бы другой образ, хотя и остались теми же по естеству. Итак после прощения в крещении **нет** уже **Иудея** надменного, **ни язычника** отверженного, **ни раба** слабого, ни **владыки** горделивого, **ни мужчины** по власти своей** и женщины** с подчинением своим: **ибо все вы одно есте во Христе Иисусе. Если же вы **принадлежите** Христу**, Который от Авраама, **то семя Авраамово вы**, ставшие наследниками обетования. **//Послание к Галатам.//** См. также Толкование на [[new:gal:03:01#prp_efrem_sirin|Гал. 3:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона** Из этого [сравнения] мы понимаем, что апостол, как и в других местах, привел скорее смысл слов, чем самые слова. И, кроме того, неизвестно: прибавили ли переводчики Септуагинты слова всякий человек и во всем, или же так было в древнееврейском тексте, а потом выброшено иудеями. К этому предположению побуждает меня то обстоятельство, что слова всякий и во всем по смыслу своему как будто необходимы для утверждения того, что все живущие делами закона находятся под проклятием. И апостол - муж еврейского образования и ученейший в законе - никогда не употребил бы их, если бы их не было в свитках Еврейской Библии. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона** Чтобы кто-нибудь не возразил, говоря: Авраам вполне естественно был благословен и оправдан верой, так как еще не было закона, а ты покажи мне, что после того как дан закон, вера оправдывает и делает благословенными, - апостол показывает теперь не только то, что вера оправдывает и сообщает благословение, но и то, что закон есть виновник греха и проклятия, потому что никто не может исполнить написанного в законе, а не исполняющий - проклят. Таким образом, вере принадлежит благословение, и напрасно вы страшитесь проклятия за отступление от закона. Ведь, держась его, вы скорее подпадаете проклятию, будучи не в силах его исполнить. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона** Теперь Апостол доказывает свою мысль "от противного". Св. Писание - говорит он - проклинает всякого человека, как скоро тот не исполняет закона во всей совокупности его предписаний [[old:vtor:27:26|(Втор. 27:26).]] Очевидно, что человек, стоявший под законом, уже не мог рассчитывать на получение обетований. Напротив, он чувствовал постоянно над собою проклятие, висевшее над ним как Дамоклов меч. Правда, проклятие это падало только при том условии, если подчиненный закону не будет исполнять всех предписаний закона, без исключения, - исполнявший же их все получал даже жизнь [[new:gal:03:12|(Гал. 3:12)]]. Но, как показывает Ап. далее, не было ни одного человека, который бы удовлетворил последнему условию. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:03:07#lopuxin_ap|Гал. 3:7]] [<10>]