[<10>] ====== Толкования на Гал. 4:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас** **"Ревнуют по вас не добре, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них"**. "Бывает ревность и похвальная, кода кто-нибудь ревнует подражать другому в добродетели; но бывает ревность и злая – желание отклонить добродетельного от добродетели; этого именно они (лжеучители) и добиваются теперь, стремясь лишить вас совершенного ведения и привести к поверхностному и ложному, не с какою-либо иною целью, но для того, чтобы самим занять положение учителей, а вас, которые теперь выше их, поставить на место учеников". Это именно и показал (апостол) словами: **"чтобы вы ревновали по них"**. "А я, напротив, желаю, – говорит он, – чтобы вы были лучше их и служили примером для совершеннейших. А это действительно так и было, когда я пребывал у вас", – почему он и прибавляет: **"Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас"** [[new:gal:04:18|(Гал. 4:18)]]. Здесь он дает разуметь, что его отсутствие служило причиною этого зла, и что блаженно то состояние, когда ученики содержат здравое учение не только в присутствии своего учителя, но и во время его отсутствия; а так как они не достигли еще этой степени совершенства, то он и употребляет все способы, чтобы довести их до этого. //**Гомилии на Послание к Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ревнуют по вас не добре, но отлучити вас хотят, да им ревнуете** Предыдущим стихом святой Павел наводил галатов только на сомнение в истинном к ним доброхотстве лжеучителей; а в этом прямо говорит о их неблагонамеренности. Не добра они вам желают, говорит как бы он, а только от меня отвратить вас стараются, чтобы вы перешли на их сторону и звали их: учитель, учитель! //Ревнуют по вас// - так усердно хлопочут около вас, будто самые искренние друзья, только одного добра вам желающие. Но не обольщайтесь видимостию. Вникните в цель их и найдете, что они ревнуют по вас //недобре//, - не на добро вам и не из доброхотства к вам. У них не добрая, а злая ревность. «Ревность добрая влечет на добрые пути, а ревность злая - отклоняет от них» (святой Златоуст). Вот и они ревнуют, но неразумно. Какие труды поднимают, чтоб приобрести прозелитов? Но если случится приобрести их, то не благо доставляют им, а конечную пагубу, как и Спаситель сказал (см.: [[new:mf:23:15|Мф. 23:15]]). Иудейство было единая истинная вера до пришествия Господа, а по пришествии Его, оно богопротивно и пагубно, и следующие ему суть сыны геенны. //Отлучити вас хотят//, - как часть овец и волки хитрые отлучают от стада, чтоб потом подушить их. Не сказывает, от кого отлучить: ибо это ясно. От Апостола Павла, от последования его учению, а чрез это от Господа и от стада Его, святой Церкви Божией,- от спасения в пагубу. //Да им ревнуете//. Не видно, чтоб Апостол обличал их в корыстных видах, а указывает только на один будто учительский гонор: чтоб вы перешли на их сторону, их чтили, за них стояли, подобно им ревновали о законе. «Они заботятся,- говорит святой Златоуст, - стараясь лишать вас совершенного ведения и привести к поверхностному и ложному. И это делают они для того только, чтобы им самим стать в чин учителей, а вас, которые теперь выше их, поставить на место учеников; ибо сие разумел Апостол, когда сказал: //да им ревнуете//. А я, напротив, желаю, говорит, чтоб вы были лучше их и служили примером для совершеннейших, каковыми вы и действительно были во время моего пребывания у вас». - Можно дополнить сию речь и так: они к себе привлекают, а я не к себе, а к Господу; они ищут, чтоб вы им ревновали, а я того, чтобы вы ревновали о Господе и своем в Нем спасении; не ищу ничего вашего, а вас, и не для себя, а для вас, да спасетесь. Вникните же, и увидите, где истина. При этом напоминании о ревности лжеучителей, чтоб им галаты ревновали, пришла на мысль святому Апостолу и картина истинной ревности по вере и жизни христианской, какую представили в его присутствии галаты. Вспомнив об этом, он говорит как бы им: знаю, что вы были ревнители по истине христианской, в которой одной все наше добро. Но: **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них** См. Толкование на [[new:gal:04:12#prp_efrem_sirin|Гал. 4:12]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них** Апостол сказал это о лукавых учителях. Видя, что отличаетесь вы верою, говорит Павел, они мучаются и употребляют все способы лишить вас тех благ и подчинить своей власти. Ибо выразил он это, сказав: **чтобы вы ревновали по них**. **//Толкования на послания святого Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них** Ревность - дело похвальное, когда кто подражает добродетели другого, но она делается дурной, когда кто-нибудь стремится удалить добродетельного от совершенства. И эти стараются исключить вас, то есть лишить более совершенного состояния и ведения во Христе и ввергнуть в менее совершенное, которое заключается в законе, чтобы вы почитали их учителями, ревновали и подражали им, как ученики. А я желал, чтобы вы были руководителями к совершенству и для них, и для всех. Так и было, когда я был у вас. На это же самое он указывает и ниже. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Марий Викторин ===== **Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них** Ревность означает две вещи: ревнуют либо потому, что это мило, что это хорошо; либо потому, что завидуют. Они, говорит Павел, **ревнуют по вас нечисто**. Тем самым он показывает, что они ревнуют из зависти... А добавляя: **чтобы вы ревновали по ним**, [т.е.] чтобы вы следовали за ними, - он в разных местах утверждает указанное двойное значение ревности: ведь ревность - это подражание, тем более если оно обращено ко благу. Но вы ревнуете по лучшим дарам - не тем, которыми обладают иудеи и которые вовсе не суть ни дары, ни лучшие. Вы ревнуете по тем дарам, которые и благие, и лучшие, - т.е. по всему тому, что заключено в вере и любви. Ревнуете по Христу и этому следуете. Всегда ревновать по лучшему - благо. Не ревность есть благо, но ревновать по лучшему - вот благо, и всегда, а не в моем только присутствии. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них** Иудействующие стараются только о том, чтобы приобрести благорасположение Галатов, но руководствуются при этом далеко не чистыми побуждениями: им не дорого спасение Галатов, а дороги только слава удачных проповедников. Они хотят отлучить или отделить Галатов от других церквей из язычников и, в частности, от Павла. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:04:12#lopuxin_ap|Гал. 4:12]] [<10>]