[<10>] ====== Толкования на Гал. 4:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-20 **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас** Смотри, как смущается, как беспокоится он. //"Братия моя, прошу вас"//; **"Дети мои, для которых я снова в муках рождения"**. Он подражает матери, которая боится за детей своих. **"…Доколе не изобразится в вас Христос"**. Видишь ли любовь отеческую? Видишь ли скорбь, достойную апостола? Слышишь ли, какой он испустил вопль, более горький, чем вопль рождающей? "Вы уничтожили, – говорит, – образ, утратили высокое сродство, изменили подобие; вам нужно другое возрождение, новое воссоздание; но, несмотря на это, я все еще называю вас детьми, – вас, выкидышей и недоносков". Впрочем, он не говорит именно так, но иначе, так как щадит их и не хочет ожесточать, налагая раны на раны; подобно тому как искусные врачи лечат подвергшихся продолжительной болезни не сразу, но с промежутками, для того, чтобы они, впав в малодушие, не умерли, – точно так же поступает и блаженный (Павел). А эти мучения его тем были болезненнее мучений телесных, чем сильнее была его любовь и чем важнее был грех их. Впрочем, – как я всегда говорил, и не перестану говорить, – и малое преступление обезобразило всю красоту и повредило образ (Божий в человеке). **"Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой"**. Заметь, как он нетерпелив, как пылок, как не может этого снести. Таково уже свойство любви: она не довольствуется (заочными) словами, но ищет и свидания. **"Чтобы изменить голос мой"**, – говорит он. Это значит – изменить его в плачевный, проливать слезы, и заставить плакать всех. Но в письме ведь невозможно было показать слезы и рыдания, а потому он и горит желанием видеться с ними. **"…Потому что я в недоумении о вас"**. "Я не знаю, – говорит, – что сказать; не знаю, что подумать. Как это вы, достигши такой небесной высоты, и чрез тяжкие бедствия, которые вы претерпели за веру, и чрез знамения, которые вы совершили верою, теперь внезапно снизошли до такого унижения, что обращаетесь к обрезанию и субботам, и соединяетесь с иудеями?" Вот почему он и вначале сказал: //дивляюсь, что вы… так скоро переходите к иному благовествованию"// [[new:gal:01:06|(Гал. 1:6)]], и здесь говорит: **"я в недоумении о вас"**, – как бы говоря этим: "Что мне сказать? С чего начать речь? Что подумать? Недоумеваю. Поэтому остается только плакать, как поступали и пророки в безнадежных случаях". Но и такой способ врачевания немаловажен – чтобы не только увещевать, но и плакать. Об этом сказал он и в беседе к милетянам: //"три года со слезами я не преставал учить вас"// [[new:act:20:31|(Деян. 20:31)]]. То же говорит и здесь словами: **"изменить голос мой"**. Да и мы, побеждаемые постигающими нас против ожидания безвыходными и затруднительными обстоятельствами, чаще всегда предаемся слезам. Итак, обличив их и укорив и снова утешив, он, наконец, стал плакать; плач же выражает не только порицание, но и ласкательство. Он не раздражает подобно порицанию, и не расслабляет подобно угождению, но есть врачевство смешанное, и в увещаниях имеет великую силу. Таким образом, смягчает их сердце своими слезами; и, более расположив их к себе, он снова вступает в состязание, предлагая на рассуждение предмет еще более важный и показывая, что и самый закон не требует, чтобы его соблюдали. Выше он привел в пример Авраама, а теперь представляет самый закон убеждающим, чтобы его не соблюдали более, но оставили, что, конечно, являлось более сильным (доказательством). "Если вы хотите, – говорит он, – быть послушными закону, то оставьте его, так как он сам этого требует. Впрочем, (апостол) не говорит именно так, но иным образом достигает того же самого, воспользовавшись историей. //**Гомилии на Послание к Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас** Родил их святой Павел благовествованием; а они теперь, уклоняясь от существа благовестия, замирать стали. Почему он снова усиливается вознести в них огнь новой жизни и заботится о том с болезнию сердца,- не легкою, а такою, которая равняется болезням рождающей. Сравнение очень выразительно: оно и дело живо представляет, и Апостольскую ревность ярко живописует. В какой тесный и живой союз с обращенными вступал святой Павел! И как полно их состояние отражалось в его сердце утешением или скорбию! Называя, однако ж, себя сущим в болезнях рождения, святой Павел выражает тем надежду, что галаты опять возродятся в том же духе, отставши от принятых ими мертвящих элементов. Предыдущая речь подала святому Апостолу повод излить пред галатами всю свою родительскую к ним любовь. Вспомнив о ревности их, вспомнил и о совершенстве веры, и том добром состоянии во Христе Иисусе Господе, в котором они находились и которое теперь потеряли или терять начали. Сжалось сердце, возболезновал дух и возжег зельную заботу о восстановлении их в прежний чин. Вот он и вопиет: чадца! //Дондеже вообразится//. Верою и крещением вообразился в них Христос. Прилепились они к Нему, живо созерцая избавление смертию Его и дарование новой жизни благодатию Его. Склоняясь на иудейство, они попустили омрачиться и расстроиться в себе сему, светло созерцаемому, образу спасения в Господе Иисусе Христе, умалиться и самому подобию Христа, даемому душам во благодати. Вразумляя их, Апостол возводит их к прежнему созерцанию спасения в Господе и отображению подобия Христа в душах их. Чая сего, трудится и, трудясь, болезнует, как рождающая, уверяя, что не перестанет так болезновать, пока те опять не станут, как были прежде. Вот предел, до которого ревнителям о спасении других должно доводить руководимых ими и доведши до которого они могут с уверенностию сказать, что те поставлены ими на ноги! Изображения такой сильной любви, какою дышат слова сии, должны были победоносно подействовать на галатов, чего и ищет святой Апостол в настоящем отделении. «Смотри, как он смущается; как беспокоится,- говорит святой Златоуст.- //Братие мои//, говорит, //молю вы: чадца моя, имиже паки болезную//. Это голос матери, которая боится за детей своих. //Дондеже вообразится в вас Христос//. Видишь ли и любовь отеческую, и скорбь, достойную Апостола? Слышишь ли вопль, гораздо более горький, нежели вопль рождающей. Вы сокрушили, говорит, образ, утратили высокое сродство, изменили подобие; вам нужно другое возрождение, новое воссоздание. Однако еще не перестаю называть вас чадами, вас, недоносков и выкидышей. Впрочем, он не говорит так, а иначе; ибо щадит их и не хочет ожесточать, налагая раны на раны. Но как искусные врачи подвергшихся продолжительной болезни врачуют не вдруг, но с перемежками, дабы не привести их в малодушие и не погубить: так поступает и блаженный Павел. И сии мучения его тем были болезненнее мучений телесных, чем сильнее была любовь его и чем важнее был грех их. Впрочем, как я всегда говорил и не престану говорить, и небольшое преступление повредило и обезобразило всю красоту и образ Божий в человеке». **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** Но в каком месте, или в какой части тела, думаете, полагает он, что вообразится Христос? В лице или в груди? Нет, в сердце нашем воображается Он и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве ее делает некоторые движения (взыграся), и нельзя ей не знать, что имеет плод во чреве, так и тот, кто имеет вообразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграния, то есть осияние и облистание Его, и видит внутрь себя воображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж не призрачно и не несущественно, каково то, что видится в зеркале, но в нем видится Христос, как свет, всущественно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым, во образе безобразном и в виде безвидном. **//Слова (Слово 57-е).//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** См. Толкование на [[new:gal:04:12#prp_efrem_sirin|Гал. 4:12]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** Вот образец любви пастыря к пасомым! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** Люди зачинаются в утробе матери, чтобы сформироваться, а когда сформируются, они рождаются. Может удивить сказанное апостолом: **Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос**! Мы должны понимать, что муки рождения обозначают его заботы и стеснения о том, чтобы они родились во Христе, а также мучения из-за грозящей им опасности совращения, которую видит Павел. **//Изложение Послания к Галатам.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** Тот, который в другом месте говорил как отец: //хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов// [[new:1kor:04:15|(1 Кор. 4:15)]], — теперь обращается к ученикам не как отец, а как матерь во Христе, чтобы они признали в нем страдания и благорасположение как первого, так и второй. Нам необходимо тщательно держаться примера, употребленного апостолом, т.е. примера беременной женщины, чтобы мы могли понять то, что сказано... Так и семя слова Христова западает в душу слушающего, возрастает по степеням своим, и (я пропущу многое, потому что мы легко можем телесное описание перенести на духовное понимание) так же долго бывает в неопределенном положении [плода во чреве], как долго рождает та, которая зачала. Не тот же час оканчивается труд [рождения]; сразу же начинается другой труд, состоящий в том, чтобы воспитать живущее молочной пищей детство заботливо приготовленными яствами и довести его до полного возраста Христова. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** Подражает матери, трепещущей за детей своих. Вы, говорит он, извратили образ Христов, который вы имели в себе от крещения, и требуете нового возрождения и воссоздания, дабы опять явился в вас образ Христов и отпечатлелся на вас Его характер. Опять нахожусь в муках рождения, снова возрождаю вас посредством учения. Но не отчаиваюсь. Посему и называю вас детьми, чтобы и вы не теряли надежды. А это против новатиан: Павел галатов возрождает и обновляет, а они (новатиане) не принимают исправления посредством покаяния. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Марий Викторин ===== **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос** В разных смыслах говорится о сынах: то по любви, то по природе, то по крови, то по религии. В этом [последнем] смысле ныне говорит Павел: **Дети мои**. Либо потому, что в силу крещения, которое есть второе рождение, воспитатель или восприемник крещеного называется отцом; либо потому, что Павел, обновляя галатов во Христе, делает их своими детьми. Более того, он добавляет: **для которых я снова в муках рождения**, - т.е. я жажду родить и жажду, чтобы вы родились к жизни и ко спасению в великих трудах и болезнях моей души. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-20 **Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас** //Дети мои// - точнее: //"деточки мои"// (teknia mou). -// Я снова в муках рождения// (wdinw), т. е. снова чувствую боли, какие чувствует рождающая женщина. Ап. действительно много страданий перенес, обращая Галатов в христианство (ср.: [[new:gal:04:11|Гал. 4:11]] и [[new:gal:04:13|Гал. 4:13]]). Теперь, после их отпадения к иудейству, ему снова нужно их обращать опять с такими же муками. - //Доколе не изобразится//.. т. е. доколе Христос не получит в вас внешнего вида или внешней формы, чтобы стать видимым в вас (ср.: [[new:rim:02:20|Рим. 2:20]]; [[new:1kor:04:06|1 Кор. 4:6]];[[new:1kor:09:15| 9:15)]]. Христиане представляют собою образ Христа, как необращенные ко Христу - образ Адама [[new:1kor:15:49|(1 Кор. 15:49]]). - //Изменит голос// - т. е. заговорит по другому, другим тоном, чем прежде говорил с Галатами, потому что он не знает, к чему еще можно ему прибегнуть в таком затруднении. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:04:12#lopuxin_ap|Гал. 4:12]] [<10>]