[<10>] ====== Толкования на Гал. 4:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона** **"Скажите мне,** – говорит, – **вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?"**. Хорошо сказал он – **"желающие быть"**, – так как дело зависело не от течения вещей, но от неуместной ревности их. Законом же здесь называет книгу Бытия, что часто он делает, называя так весь ветхий завет. //**Гомилии на Послание к Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Глаголите ми, иже под законом хощете быти, закона ли не слушаете** «Смягчив их сердце своими слезами (в предыдущих словах) и ближе расположив их к себе, опять начинает прение, предлагая на рассуждение предмет еще более важный, показывая, что и самый закон требует, чтобы его не соблюдали. Если хотите, говорит, быть послушными закону, оставьте его, ибо он и сам того требует. Однако же Апостол прямо не говорит сего, но другим путем приводит к тому же самому, воспользовавшись историею» (святой Златоуст). Нечаянным вопросом таким изострил внимание читающих. Предлагая затем простую историю, всем известную, не ослабил, а еще в большее привел его напряжение, желанием разгадать, что такое, что хочет он этим сказать. Когда наконец дело выяснилось и сопоставление вещей представилось так живо, то впечатление отсюда не могло не быть поразительным. Говоря, что они хотят быть под законом, дает мысль, что они еще не совсем опутались им,- склоняются, но еще не склонились. Вместе с тем подает надежду, что как захотели, так и расхотеть могут; потому что если они покушаются на это, то доводят их до того не какие-нибудь разумные требования, а один каприз желаний. Святой Златоуст говорит: «хорошо сказал он: иже хощете. Ибо дело зависело не от требования вещей, а от неуместной уже ревности». В словах: //под законом хощете быти - и: закона ли не слушаете?// - слово: закон - не одно имеет значение. В первом случае означает все подзаконное устройство веры, а во втором - все бывшее в подзаконный период по особым распоряжениям Божиим и внесенное в Писание для научения последующих родов. Событие берет он из книги Бытия, потому что оно требовалось; но он взял бы нужное и из всякой другой Книги, если б потребовалось другое, а все выразился бы так же: //закона ли не слушаете?// не слушаете ли того, что Сам Бог, устроивший подзаконность, говорит вам событиями? При этом //не слушаете// будет значить: не вникаете в смысл и внутреннее значение, не берете из того себе уроков и вразумлений и не следуете тому. Блаженный Иероним пишет: «слушает закон, по Апостолу, тот, кто не поверхность одну его видит, но прозревает и в сердцевину. Не слушает закона, кто подобно га-латам останавливается на одной коре его». **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 21-31 **Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной** Неужели в самом Аврааме не усматриваете, **что двух сынов имел. Который от рабыни **был,** по плоти рожден**; ибо он не был //по обетованию//, как Исаак, сын //свободной// ([[old:gen:16:start|Быт. 16,]] [[old:gen:17:start|17,]] [[old:gen:21:start|21]] гл.). Но **это** были **образы двух заветов. Один** - с народом Иудейским, по закону **в рабстве рождающий** по подобию той** Агари; ибо Агарь есть гора Синай в Аравии**. Она служит подобием сего Иерусалима, поелику он в порабощении находится и вместе с чадами своими рабствует Римлянам. **Вышний же Иерусалим свободен (есть)**, как Сара, и выше всех властей и начальств. Он **есть мать наша**, Церковь святая, которую мы исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия предсказал о ней: возвеселись бесплодная нерождающая потому, //что много// явилось //детей// Церкви //неплодной, более чем// у Израиля,// имеющаго мужа// [[old:is:54:01|(Ис. 54:1)]]. **Вы же, братья, по Исааку обетования чада есте**. Но как Измаил обижал// (гнал)// Исаака [[old:gen:21:09|(Быт. 21:9)]], так и мы теперь терпим преследования от них. И как сказал ему (Аврааму): //изгони рабыню// (служанку) //и сына ея//, да не //наследует сын рабыни //(служанки)// с сыном свободной// [[old:gen:21:10|(Быт. 21:10)]], - так отделились и они, чтобы не быть им наследниками вместе с вами. Итак мы не оказываемся рабами благодаря той свободе, которую получили чрез Христа. **//Послание к Галатам.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона** Необходимо заметить, что под словом закон здесь подразумеваются повествования Книги Бытия - и не то, как обыкновенно полагают, что нужно делать или чего должно избегать. Названо законом все то, что говорится об Аврааме и его женах и детях. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона** После того как уже достаточно смягчил их и привлек к себе, он снова вступает в препирательство, указывая на то, что и сам закон не желает, чтобы его соблюдали: отвечайте, говорит, мне. Прекрасно также сказал: желающие, потому что такое положение зависело не от требования вещей, но от неуместной их страсти к спорам. А законом он называет книгу Бытия, так как у него в обычае весь Ветхий Завет называть законом. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона** Ап. обращается не к известному меньшинству Галатов, которые уже исполняют закон, а ко всей Галатской общине, в которой он усматривает сочувствие тому направлению, какого уже стали держаться некоторые из галатийских христиан (вы, //желающие// быть под законом). - //Разве вы не слушаете закона?// И Иудеи, и христиане ознакомлялись с содержанием книги закона (здесь под "//законом//" разумеется именно книга закона Моисеева - Тора) в богослужебных собраниях, где книга закона читалась особыми чтецами (ср. [[new:in:12:34|Ин. 12:34]]; [[new:2kor:03:14|2 Кор. 3:14]] и сл.). Ст. 21-31 **Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной** Здесь Ап. снова обращается к Галатам с доказательством той мысли, что они, как христиане, совершенно свободны от исполнения закона Моисеева. Сам закон Моисеев, т. е. Пятокнижие, написанное Моисеем, уже предуказывал на отмену закона. Именно там, в кн. Бытия, содержится рассказ о поступке Авраама с его сыном, рожденным от рабыни Агари, Измаилом. Так как Исаак был рожден по обетованию, а Измаил был рожден по плоти, то для блага первого Авраам, по повелению Божию, удалил из своего дома Измаила вместе с его матерью. Ап. прилагает эту историю к современным обстоятельствам христианской Церкви и говорит, что христиане - дети обетования и не находятся в рабстве у закона. **//Толковая Библия.//** [<10>]