[<10>] ====== Толкования на Гал. 4:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Мы, братия, дети обетования по Исааку** Что значит: **«обетования»**? Как его не природа родила, так и нас родила не природа, но благодать Божия. И еще: //«а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам»// [[new:gal:04:26|(Гал. 4:26)]], – а это есть церковь, потому что //«но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев»// [[new:evr:12:22|(Евр. 12:22–23)]]. **//Беседа о том, что никому не должно отчаиваться.//** См. также Толкование на [[new:gal:04:24#svt_ioann_zlatoust|Гал. 4:24]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы** Сказав, что мы чада нового Иерусалима, потом привел пророчество, возвеселяющее мать, рождающую нас; теперь говорит, что мы чада по Исааку, то есть рождаемся так, как тот родился; как тот родился не по плоти, а по обетованию, действием силы Божией, так и мы рождаемся благодатным действием Святаго Духа. Не очевидно ли, что поставленное среди сих указаний пророчество не на другое что указывает, как на духовное рождение? Святой Златоуст видит в сих словах именно образ духовного рождения христиан. Он говорит «святому Павлу и сего не довольно (пророческого указания); он показывает еще и то, каким образом неплоды стала материю, чтобы и отсюда показать близость образа к рассматриваемой истине. Почему и прибавляет: //мы же, братие, по Исааку обетования чада есмы//. Ибо как Сарра сделалась материю не по природе, а по обетованию Божию; ибо Тот, Кто сказал:// в сие время прииду, и будет Сарре сын// (ср.: [[old:gen:18:10|Быт 18:10,]] [[old:gen:18:14|14]]), Тот, Сам пришед, образовал в утробе Сарры младенца: так и в возрождении нашем ничего не принадлежит естеству; но Божественные слова, произносимые священником, сии самые слова в купели водной, как бы в утробе матерней, воссозидают и возрождают крещаемого». Что касается до сочетания сих слов с предыдущими, то с сего стиха начинается у святого Апостола приложение указанного (стихи [[new:gal:04:22|22-]][[new:gal:04:23|23]]) события и предложенного (стихи [[new:gal:04:24|24-]][[new:gal:04:27|27]]) изъяснения таинственного его знаменования,— приложение, в котором, как замечено выше, показывается преимущество или преславность веры пред подзаконностию, для привлечения и склонения к ней воли Первая черта преславности есть духовное, сверхъестественное рождение чад веры. Почему оборот речи: //мы же// - можно понимать и как следствие: так, вот кто мы! - и как подведение под предыдущее толкование. Объяснил он, что Агарь, рождающая по плоти, есть образ Синайского завета, рабской подзаконности, качествующей ныне в Иерусалиме; а Сарра, рождающая по обетованию, есть образ нового, Евангельского, завета и полной духовной свободы, качествующей в новом Иерусалиме - Церкви Христовой. Теперь решает как бы вопрос: куда же мы должны принадлежать, клониться, льнуть? Туда, каковы мы по рождению. По рождению нашему в Церкви, которое всякий из вас принял делом и знает по опыту, Духа благодати сподобясь, мы никак не можем принадлежать к плотскому, рабскому, Агарину роду и, следовательно, рабствовать в подзаконности, как делается это в Иерусалиме, откуда пришли смутившие вас лжеучители. Мы чада по Исааку, Саррино потомство, рождаемое силою свыше, как Исаак. Следовательно, нечего нам в ту сторону и очи обращать, находясь в таком преславном положении и подлежа опасности потерять его, если склонимся туда. **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Мы, братия, дети обетования по Исааку** См. Толкование на [[new:gal:04:21#prp_efrem_sirin|Гал. 4:21]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Мы, братия, дети обетования по Исааку** Спрашивается: почему галатов, которых он назвал несмысленными [[new:gal:03:01|(Гал. 3:1)]] и о которых говорил, что они начали духом, а окончили плотью [[new:gal:03:03|(Гал. 3:3)]], теперь Павел называет чадами обетования по Исааку? Итак, мы говорим: апостол называл их чадами обетования по Исааку потому, что еще не вполне отчаялся в их спасении и полагал, что они снова обратятся к духу, которым начали, и будут сынами //свободной// [[new:gal:04:23|(Гал. 4:23)]]. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Мы, братия, дети обетования по Исааку** Ибо рождены мы не по естеству, но по благодати. Как Исаак произведен не законом естественным, но по слову обетования, так и нас породило обетование, данное Аврааму. **//Толкования на послания святого Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне** Церковь, говорит он, будучи неплодна, подобно Сарре, не только стала многочадной, как та, но и родила таким же образом, как последняя. Как ее не природа, но обетование сделало матерью (ибо Тот, Который сказал: //Я опять буду у тебя в это же время// [[old:gen:18:10|(Быт. 18:10)]], вошел в чрево и сотворил плод), так и у нас, как и выше сказано, божественные слова, произносимые при крещении, совершают новое творение. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: какая эта свобода, когда иудеи бичуют верующих, а те, которые думают быть свободными, подвергаются гонению? - он говорит, что и тогда так же было. Измаил гнал Исаака, но, тем не менее, это нисколько не помешало преследуемому быть законным сыном Авраама и господином преследуемого. Итак, из самого этого преследования нас иудеями открывается наше сходство с Исааком и родство с Авраамом. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Мы, братия, дети обетования по Исааку** Христиане, как свободные граждане этого вышнего Иерусалима, соответствуют сыну свободной Сарры, которая потому может быть названа матерью всех нас, христиан. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:04:21#lopuxin_ap|Гал. 4:21]] [<10>]