[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** Для чего не сказал: возвещаю же, или заповедую же, или говорю же, но: **«свидетельствую»**? Для того, чтобы этим выражением напомнить нам о будущем суде; ибо, где свидетели, там суд и приговор. Так он устрашает слушателя, напоминая ему о царском престоле, и показывая, что эти слова будут ему свидетелями в тот день, когда каждый должен будет дать отчет в том, что он сделал, что сказал, и что слышал. **//Против иудеев. Слово II.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:02#svt_ioann_zlatoust|Гал. 5:2]] =====Свт. Епифаний Кипрский===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** **Должен исполнить** сказано не о чем-либо запрещенном, но о бремени более тяжком, которое может быть облегчено. Один только Владыка и в силах и умножить это бремя, и облегчить, судя по произволению тех, которые не отказались принять спасение, дарованное Его благодатью в пришествии Его во плоти. **//Панарион.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити** Когда обрезался, то уже и весь закон исполняй. Ибо обрезание есть дверь в подзаконность, есть обязательство ко всему закону. Это ясно само собою и было известно всем. Но для чего святой Павел говорит это здесь, и притом с таким напряжением: //свидетельствую же паки//, - то есть я, Павел, с тою же опять Апостольскою власти ю утверждаю? Или для того, чтоб объяснить, что обрезаться, конечно, не так трудно; но когда обрежешься, то уже и весь закон исполняй, а его исполнить ни мы, ни отцы наши не могли; кто же не исполняет всего закона, под клятвою есть (см.: [[new:gal:03:10|Гал. 3:10]]). Таким образом чрез обрезание пойдете вы прямо под клятву и вместо пользы получите от него пагубу. Или, может быть, для того, чтоб противопоставить эту истину уверениям лжеучителей, которые, может быть, говорили: вы только обрежьтесь, а прочее все можно и оставлять, как и мы сами не все исполняем (укоряет их в этом святой Павел [см.: [[new:gal:06:13|Гал. 6:13]]]). Нет, говорит против этого святой Апостол: это не так. Кто обрезывается, кто бы он ни был,- не иудей только, но и язычник, всякий человек непременно должен исполнять весь закон. Так постановлено в самом законе; на том он стоит. Если те иначе вам толкуют, то затем, чтоб обмануть вас; они лгут и скрывают истину. Да и само обрезание, одно, для совершения своего, сколько требует? И особого дня, и омовений, и жертв, и особого чина действования, и иерея, совершающего его. Это предостережение нужно было выставить святому Павлу из опасения, не увлекла бы галатов малость дела. Могли подумать: не велико дело, - обрежемся. Обрезаться, говорит как бы им Апостол, точно не великое само по себе дело, но смотрите, к чему оно поведет. К полному иудейству, а иудейству решительный конец положен пришествием Христовым. Святой Златоуст говорит на это место: «сказав: ничто же //пользует//,- далее, хотя не прямое и краткое, приводит на то доказательство, говоря так: //свидетельствую//... и прочее. Дабы ты не подумал, что сие сказано по неприязненному расположению; то не вам только, говорит, свидетельствую сие, но //и всякому обрезывающемуся, яко должен есть весь закон творити//. Ибо заповеди закона тесно между собою соединены. И как тот, кто, быв свободным, отдался в рабство, делает уже не то, что хочет, но подчиняется всем законам рабства: то же должно сказать и в отношении к закону. Если ты хотя одну часть его примешь и хотя несколько покоришься игу его; то чрез сие привлечешь на себя всю его власть.- И не сим только образом, но и другим еще можно доказывать истину сказанного о законе. Заповеди закона связаны между собою. Например, с обрезанием соединено жертвоприношение и наблюдение дней; жертвоприношение тоже связано с наблюдением дней и места; место с различными видами очищения, очищения неразлучны с множеством различных обрядов; а нечистому не позволяется ни приносить жертвы, ни входить в священные места, ни другое что подобное делать. Таким образом закон для одной заповеди требует многого. Так, если ты обрезался, но не в осьмой день, или и в осьмой день, но без жертвоприношения, или и с жертвоприношением, но не на том месте, которое определено, и не по предписаниям закона, или и согласно с предписаниями закона, но нечистый, или чистый, но очистился не установленными обрядами: то все оные труды твои пропали. Посему и говорит: //должен есть весь закон творити//,- то есть не часть закона, но весь закон; а если он не господствует уже, то не нужно и части». **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** См. Толкование на [[new:gal:05:01#prp_efrem_sirin|Гал. 5:1]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** Боголюбие твое спрашивало меня, что значит написанное Апостолом к Галатам, что обрезанный должен исполнить весь закон Моисеев [[new:gal:05:03|(Гал. 5:3)]]? По принятии веры во Христа и света небесного ведения Галаты, по простоте и легкомыслию поверив некоторым коварным и душевредным людям, дошли до того, что готовы были обрезаться и наконец принять и все иудейство, потому что //«мал квас все смешение квасит»// [[new:gal:05:03|(Гал. 5:9)]]. И блаженный Павел, желая не погубить, но спасти их, останавливает обольщенных и удерживает их от вредного предприятия и противного правде обрезания, как бы так говоря: если хочешь обрезаться, то субботствуй, приноси жертвы, труби трубою, совершай поставление кущей, оберегайся //«мыши и ласицы»// (зверёк) [[old:lev:11:29|(Лев. 11:29)]], и каждый день омывай одр со всем, что постилается на нем, разрушь и печь [[old:lev:11:35|(Лев. 11:35)]]; свяжи себя всеми Моисеевыми узами, и снова назло себе созидай то, что прекрасно разорил Господь; возобнови самый тягостный закон, который дан был на некоторое время применительно к состоянию младенчествующих разумом и который Спаситель Христос привел в бездействие совершенными и высокими догматами благочестия. Посему, если любишь обрезание, как самые несмысленные и нерассудительные дети любят кости, погремушки, шары, орехи, то ясно знай, что не имеешь части со Христом, нарушая Христову волю и не крайнюю только обрезай плоть, но отсеки и все служащее к чадородию, что должны делать предписывающие обрезанье, и сим возбуждай мятежи против Церкви. Ибо сие значит сказанное: //«о, дабы отсечени быша развращающии вас»// [[new:gal:05:12|(Гал. 5:12)]] и освобожденных Христом делающие снова рабами! **//Письма на разные темы. Пресвитеру Евномию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** Как никто не может служить двум господам, так трудно исполнять и тень, и истину закона [одновременно]. В древнем законе есть тень, пока не воссияет день и не устранится тьма; а истина находится в Евангелии Христовом, ибо //благодать и истина произошли чрез Иисуса Христа// [[new:in:01:17|(Ин. 1:17)]]. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** Чтобы не подумали, что по вражде говорится это, он прибавляет: не вам только высказываю это, но и всякому обрезывающемуся, что великую тяжесть вы налагаете на себя. Постановления закона тесно связаны между собой, и если ты признаешь малую частичку закона и подчиняешь себя этому игу, то подчиняешь себя господству всего закона. Ибо обрезание требует жертвы и приурочено к известному дню, а жертва требует места, способа ее приношения и очищений. Нечистый ведь не может приносить жертвы. Очищения опять требуют исполнения других законных предписаний. Видишь, как отвергший Христа не только не получает пользы от Него, но и подвергает себя бесчисленным тягостям? Если закон - господин, так исполняй все, а если нет, то не принимай и частички из него. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Амвросиаст ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** Кто-то может в определенной степени служить закону и не быть обрезанным - ведь многие римляне в Иудее служили закону без обрезания [[new:act:13:16|(Деян. 13:16,]] [[new:act:13:26|26)]] ... Но никто из обрезанных не исполняет закон полностью, а должен, потому что закон дан обрезанным. Так что здесь Павел говорит: они столь отупели, что заслужили понести все бремя закона. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон** С другой стороны Галаты должны взять во внимание и то, что принимая печать обрезания, они через это принимают на себя и обязательство соблюдать весь закон. - //Еще свидетельствую.// Ап., очевидно, говорил уже об этом во время своего пребывания в Галатии. Это было, вероятно, во второе пребывание Апостола в Галатии, когда он передавал Галатам постановление Апостольского собора [[new:act:16:04|(Деян. 16:4)]]. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:01#lopuxin_ap|Гал. 5:1]] [<10>]