[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Малая закваска заквашивает все тесто** Чтобы кто-нибудь не сказал: зачем ты так преувеличиваешь дело и представляешь его столь ужасным? мы соблюли одну только заповедь закона, а ты производишь такой шум? - Павел устрашает их не настоящим их поступком, но имеющими произойти от него последствиями. Послушай, в каких словах: **Малая закваска заквашивает все тесто**. Вот и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может преодолеть и увлечь совершенно в иудейство, подобно тому как закваска [заквашивает] тесто. **//Гомилии на Послание к Галатам.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:08#svt_ioann_zlatoust|Гал. 5:8]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Мал квас все смешение квасит** На укор Апостола: были же вы убеждены, зачем переменили убеждения? воротитесь к прежнему - галаты могли сказать: да мы и теперь убеждены, а то, что, послушав других, приняли кое-что иудейское, велико ли? Так мало, что и говорить о том не стоит. Апостол на это и отвечает: мал квас все тесто заквашивает. Не много иудейского приняли, но все оквасили иудейством, повредили целость веры, и она уже не может приносить вам всей спасительности. К тому же это не многое поведет к большему и втянет вас в иудейство во всей его широте. Зло заразительно Святой Златоуст говорит на это: «чтоб кто не сказал" зачем ты так преувеличиваешь дело и столь тяжким представляешь его? Из закона мы соблюли одну только заповедь, а ты производишь такой шум? - то послушай, как устрашает их не настоящим их поступком, но имеющими произойти от него последствиями: //мал квас//, говорит, //все смешение квасит//. Так и вас эта небольшая погрешность, оставленная без исправления, может совершенно препобедить и увлечь в иудейство, как квас заквашивает все тесто». Так и все восточные; так и западные. Амвросиаст говорит: «это прибавил Апостол для того, чтоб не подумали, что для благодати веры не будет никакого вреда, если они будут соблюдать малость некую из закона». Блаженный Иероним сначала ту же выражает мысль, говоря «учит этою притчею Апостол, что духовный хлеб Церкви, с неба сшедший, не должно повреждать иудейскими толками Господь Сам заповедал ученикам Своим блюстися от кваса фарисейского, что объясняя, Евангелист прибавил, что Он это сказал им об удалении от учения фарисейского (см.: [[new:mf:16:12|Мф. 16:12]]). А это учение фарисейское какое другое, как не о неотложности соблюдения плотского закона"?» Но потом поминает и о том, как и несколько человек с ложным учением могут повредить всю местную Церковь, когда, сначала двое-трое, потом десятки и так далее, начнут заражаться их учением. Зло это действует, как искра, падшая в горючий материал, как гангрена, жир обретшая. Очевидный пример этому - Арий. Но эта мысль о числе лиц, соблазняющих и соблазненных, может быть только придаточною к главной, по которой разумеется тут учение иудейское Но, поставляя сию мысль в связи с последующими словами: //надеюся о вас//,- надо допустить, что Апостол намекал этим и на легкость, с какою можно им разделаться с иудейством Он говорит как бы мало переняли"? Тем удобнее вам бросить то и бросьте, я надеюсь, что вы так сделаете. **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Малая закваска заквашивает все тесто** См. Толкование на [[new:gal:05:07#prp_efrem_sirin|Гал. 5:7]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Малая закваска заквашивает все тесто** Чтобы не сказали: "зачем так сильно упрекаешь нас (ведь только одну заповедь мы нарушили) и преувеличиваешь нашу вину?" - он говорит, что это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо, как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Марий Викторин ===== **Малая закваска заквашивает все тесто** Всякое брожение есть порча хлеба. А если хлеб портится, то портится и мука; и мучное тесто, будучи оставленным, скисает, и так совершается брожение. Так **малая закваска заквашивает все тесто**. Вам же, говорит Павел, следует быть опресноками. Стало быть, то, что вы считаете ничтожной добавкой (соблюдение обрезания и прочего), - эта ничтожная добавка, будучи испорченной, портит все наше Евангелие. Ведь из-за нее вы уже не имеете полноты упования на Христа, и Христос уже не считает вас своими и уповающими на Него. Ибо освобождает вера; но, как было сказано, нет веры у того, кто помимо Христа, хотя и со Христом, надеется также на другие вспомогательные средства. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Малая закваска заквашивает все тесто** Галаты, очевидно, склонны были уменьшать опасность, которая для них грозила со стороны иудействующих. "Что же тут опасного? - говорили они. - Ведь лжеучителей так немного среди нас". Ап. против этого указывает на то, что и закваски немного кладется в тесто, однако же эта закваска поднимает все тесто. Так и небольшое число лжеучителей может принести немало вреда Галатской церкви. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:01#lopuxin_ap|Гал. 5:1]] [<10>]