[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Если же вы духом водитесь, то вы не под законом** Какая тут последовательность? Самая строгая и очевидная. Какая тут последовательность? Самая строгая и очевидная. Кто имеет духа, как и следует, тот при его помощи погашает в себе всякое злое желание; кто же освободился от злых пожеланий, тот уже не имеет нужды в помощи закона, став много выше его учения. В самом деле, кто не гневается, разве нуждается в том, чтобы слышать – не убий? Кто не смотрит любострастными глазами, разве имеет нужду в наставлении – не прелюбодействовать? Кто станет говорить о последствиях зла тому, кто исторг в себе и самый корень зла? А корень убийства, без сомнения, есть гнев, прелюбодеяния же – похотливый взгляд глаз. Поэтому он и говорит: **"Если же вы духом водитесь, то вы не под законом"**. Здесь, мне кажется, он высказал вместе великую и удивительную похвалу закону. "Если закон, – говорит, – до пришествия духа заменял, сообразно силам своим, духа, то даже и поэтому нет нужды оставаться теперь под пестуном. Тогда, конечно, мы справедливо находились под законом, чтобы, побуждаемые страхом, удерживали свои пожелания, так как не явился еще дух; а теперь, после того как нам дарована благодать, которая не только повелевает воздерживаться от них, но и сама иссушает их и возводит человека к совершеннейшей жизни, какая нужда в законе? Кто по собственному побуждению совершает большее, на что тому пестун? Философ, конечно, не имеет нужды в учителе грамматики. Итак, для чего вы унижаете себя, слушая теперь слова закона, после того как первоначально изъявили готовность служить духу?" **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Аще ли Духом водими есте, несте под законом** Если вы в борьбе внутренней будете всегда принимать сторону духа и действовать в угодность ему наперекор внушениям самости, то вы будете водими Духом. Если же вы Духом водими, то вы не под законом. Опять у Апостола неожиданное сочетание понятий. Это подало повод ко многим догадкам. Но, кажется, прямее всего предположить у Апостола намерение - и нравоучение поставить в связь с вероучением. Как там, приступая к доказательству ненужности для христиан закона, Апостол начал с вопроса о приятии Духа и из того, что они приняли Его помимо закона, вывел: на что же вам закон? (Сила доказательства в том, что закон нужен был для обуздания страстей; Дух же Божий, пришедши, попаляет страсти: на что же вам закон, когда вы уже имеете более того, что может дать закон?) Так и здесь, выставив борьбу со страстьми и показав, что они преодолевают их быв водими Духом, выводит: вы уже не под законом. Закон обуздывал страсти совне, а вы извергли их из сердца и преследуете, значит, закон уже отпал от вас, как отпадает скорлупа, когда вывелся птенец, или падают подмостки, когда состроен дом. Святой Златоуст говорит: «какая тут последовательность между понятиями? Самая строгая и очевидная. Ибо кто имеет Духа, тот при помощи Его угашает в себе всякое злое пожелание. А кто освободился от злых пожеланий, тот уже не имеет нужды в помощи закона, став много выше его учения. Кто не гневается, тому на что слышать: //не убий//? Кто не смотрит любострастными глазами, тот не имеет нужды в наставлении - //не любодействовать//. И кто станет говорить о действиях зла тому, кто исторг в себе и самый корень зла? А корень убийства есть гнев, любодеяния - пытливый и похотливый взгляд. Посему он и говорит: //аще Духом водими есте, несте под законом//. Если закон до пришествия Духа заменял сколько мог Духа, то и посему нет нужды теперь оставаться под пестуном. Тогда мы справедливо были под законом, чтобы, побуждаемые страхом, удерживали свои пожелания, доколе не явился Дух; а теперь, когда нам дарована благодать, которая не только повелевает воздерживаться от них, но и сама иссушает их и возводит человека к совершеннейшей жизни, какая нужда в законе? Кто сам по себе делает больше, тому на что пестун? Философ не имеет нужды в учителе грамматики. Итак, для чего вы так унижаете себя? Первоначально изъявили готовность служить Духу, а теперь опять слушаете закона». **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Если же вы духом водитесь, то вы не под законом** См. Толкование на [[new:gal:05:16#prp_efrem_sirin|Гал. 5:16]] ===== Блж. Августин ===== **Если же вы духом водитесь, то вы не под законом** Под законом находится тот, кто сознает: он воздерживается от дел греховных из опасения, что закон покарает, но не из-за любви к праведности. Он еще не свободен, ему не чуждо еще желание согрешить. Виновен человек уже в силу желания, ведь он предпочел бы, чтобы воле нечего было опасаться и можно было бы свободно делать то, о чем он скрыто помышляет. **Если же вы духом водитесь**, говорит апостол, **то вы не под законом**. Так что через закон, внушающий страх, Бог любовь не даровал; изливается же любовь Божия в сердца наши не буквой закона, но данным нам Духом Святым. **//О природе и благодати.//** ---- Вот и выше Павел не говорит: «Ходите в духе, и не будет у вас вожделений плоти», но: //вы не будете исполнять// их [[new:gal:05:16|(Гал. 5:16)]]. Не иметь их совсем, конечно, - не борьба, а награда за нее, если мы одержим победу, стойко пребывая под благодатью. И лишь преображение тела в бессмертное состояние избавит плоть от вожделений. **//Изложение Послания к Галатам.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Если же вы духом водитесь, то вы не под законом** И святые пророки, и Моисей, ходивший в Духе, и жившие в Духе [люди] жили не под законом, но только как бы под законом, с тем чтобы по видимости быть под законом для обогащения тех, которые были под законом, и для призвания их от низменности буквы к высоте духа. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Если же вы духом водитесь, то вы не под законом** Имеющий духа погашает дурные пожелания, а свободный от них не нуждается в совете закона и не подчиняется ему. Ибо не гневающийся какую имеет нужду в том, который заповедует не убивать? И не имеющий вожделений какую имеет нужду в том, который советует не прелюбодействовать? То же, что и в другом месте сказал: //закон положен не для праведника// [[new:1tim:01:09|(1 Тим. 1:9)]]. Кажется также, что говорит и в похвалу закона, так как он заменял собой Духа, исполняя по своей силе обязанность руководителя до определенного времени. Как после этого вы снова подчиняетесь воспитателю, оставив Духа, делающего вас совершенными - подобно тому, как если бы кто, будучи философом, нуждался в руководителе? **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Если же вы духом водитесь, то вы не под законом** Христианин, проникнутый любовью, руководствующийся в своей деятельности указаниями духа, а не плоти, не нуждается в указаниях внешних предписаний закона: он уже его исполняет во всей его полноте, даже как бы не зная его. "Кто не гневается, тому нечего слушать: не убий" (//Златоуст//). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:13#lopuxin_ap|Гал. 5:13]] [<10>]