[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-21 **Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют** Теперь ты, обвинитель плоти своей, скажи мне, если ты думаешь, что это сказано о борьбе и вражде ее (пусть даже прелюбодеяние и блуд, по-вашему, зависят от плоти), – как вражда, ссоры, зависть, распри, ереси и волшебство (а все это, равно как и другое, конечно зависит от воли, только развращенной), как они-то могут зависеть от плоти? Видишь, что (апостол) говорит здесь не о плоти, а о земных и низменных помыслах? Поэтому он возбуждает и страх, говоря: **"поступающие так Царствия Божия не наследуют"**. А если бы это зависело от злой природы, а не от развращенной воли, то ему скорее следовало бы сказать не – "творят", но – "претерпевают". Но за что же они, в таком случае, лишаются и царствия? Ведь как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле. Вот почему и Павел угрожал так. //**Беседы на послание Галатам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Явлена же суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние** Внушал Апостол, что, во внутренней нашей брани, нам должно противостоять самости и самоугодию и всегда следовать требованиям и влечениям духа. Теперь показывает пространство и поприще духовной брани, от чего отстать и чему противиться должно. Перечисляя дела самоугодия, Апостол не всё выводит на среду и в том, что выставляет, не указывает тонких оттенков, а называет лишь наиболее выдающиеся самоугодливые дела и в самом грубом, отталкивающем их виде. Это потому, что плотская жизнь языческая обнаруживалась в таких наиболее делах, как все это видели и знали, и потому, что, когда возбудится отвращение к делам неодобрительным, образуется вместе отвержение и помыслов, и пожеланий их, и в первом нельзя хорошо успеть, не имея второго. //Явлена суть дела плотская. Явлена//, φανερα, - явны, всем известны, по общему нравственному чувству и голосу совести. Или явны вам, яко христианам: и гражданин честный не одобрит их, а не только христианин, благодатию возрожденный. Или явны: пред глазами вашими этот позор разумной твари; посмотрите, как живут язычники и все нераскаянные грешники, в забвении о Боге и будущей участи своей. - //Дела плотская// - суть дела самости, самоугодия, того заправляющего жизнию человека начала, которое привилось к нему вследствие падения и заставляет его, вместо Бога, себе угождать, вместо духа, влечениям плоти следовать, вместо вечных - одни временные любить и вкушать блага. Осьмнадцать видов греховных дел перечисляет святой Апостол; но очевидно они делятся на две половины: на дела силы пожелательной и на дела силы раздражительной. Заимствую такие наименования из писаний Отцов -подвижников, у которых все недобрые движения души подводятся под эти две силы, кои называют они иногда и короче - похотию и гневом. Им противополагают они ум, то же, что у нас названо духом; и всю борьбу внутреннюю сводят на борьбу ума-духа с похотию и гневом, или с движениями пожелательной и раздражительной силы души. Видно, что их наставления совершенно согласны с указаниями святого Павла. И всякий может заметить на себе, что он непрестанно движется между этими двумя, переходя от похотения к раздражению и от раздражения к похотению, когда не имеет в цели лучшего, - того, что указывает дух. Сначала перечисляет Апостол недобрые дела пожелательной силы или похотения, когда она не слушает внушений ума или духа. Выставляет самое срамное. //Прелюбодеяние// - плотские грехи, более в брачном союзе, //и блуд// - плотские грехи - вне сего союза; //нечистота и студодеяние// - плотские грехи противоестественные. Под нечистотою, впрочем, может быть, разумеется и осквернение души срамными помыслами с услаждением и желанием дела; а под студодеянием - разлив похотствования до бесстыдства и мании, когда и людей даже не срамятся. //Идолослужение// тою стороною сюда относится, в коей наиболее действующею являлась похоть. Были у язычников божества, коим и служба совершалась удовлетворением сей страсти. //И чародеяния// здесь помянуты, потому что часть их отряжена была в пособие плотским грехам, как-то: составы зелий и трав и разные наговоры, с целию произвесть взаимное обаяние, или, как у нас говорят, приворот. В житии Киприана и Иустины можно видеть, как это делалось (см. Четьи-Минеи, 2 октября). Дела раздражительной силы или гнева указываются такие: //вражды//,- когда одно лицо с другим, или семейство с семейством, или род с родом во вражде состоят - не видаются, не встречаются, не говорят, и если не замышляют зла, то желают, чтоб оно постигло другую сторону, и рады, когда это бывает; //рвения//, ερεις, - тяжбы, брань, ругательства, споры, когда ни в чем не хотят уступить другому и на волос, всегда хотят поставить на своем; //завиды// - не то, что зависть, а: ζηλοι, - когда бьются из всех сил, чтоб не дать другому опередить себя в чем-либо, в чести, в богатстве, в вещах, в должностях, в чем бы то ни было, причем предполагается неприязненность к тому, кто выдается, с желанием подставить ему и ногу: это извращенное эгоизмом соревнование; //ярости//, θυμοι, - сердитость, гневливость, когда кто бывает как порох, за всякую малость вспышка гнева, брань и даже драка; //разжжения//, εριθειαι, - когда сердят других, посевают раздоры, разжигают одних против других, поджигают всякие нестроения в обществе, семействах и между частными лицами; //распри//, διχοστασια, - надвое разделение или распадение, когда кто ни с кем не мирен, не миролюбец, раздорник, или когда кто заводит партии, немирный дух партий, //соблазны// - в греческом нет,- скандалы или делание сцен, как говорят: такой-то или такая-то сделал мне сцену; //ереси//, - может быть, это не разделение в предметах верования: ибо Апостол пишет картину с языческой жизни, а там разделений в этом роде не бывало; скорее, это вообще разделение, из каких бы то видов ни было, только с враждебным, неприязненным духом, требующим изгнания или смерти противникам; //зависти//, φθονοι, - когда завидуют счастию другого и злятся на всякого, зачем ему хорошо, с смертельною, однако ж, неприяз-нию и к нему, от коей дышащая убийствами ненависть; //убийства//, (φονοι, - не по одному созвучию постановлено после: φθονοι, - а по существу дела так бывает: φθονος вполне удовлетворяется в φονος;. Это верх неприязненных отношений к другому. Образец - Каин. Последние два: //пьянства и безчинны кличи// - проводятся не в том смысле, что Апостол хотел дополнить ими дела похотные, а в том, что в этих двух похоть и ярость обе находят себе удовлетворение. Это будто дома, в которых они живут. Пьяный - и срамные дела творить, и раздорить готов. Равно на пирушках и похоть, и гнев разыгрываются широко. Бесчинны кличи, κωμοι, -пирушки, заводимые затем только, чтоб потешиться и шумно повеселиться. //И подобная сим// в той и другой части греховных дел, и в похотной, и в раздражительной. Дополнить этот список, по примеру сказанного, может и всякий сам собою. //Яже предглаголю// - относительно них я говорю наперед, то есть прежде чем наступил суд; //якоже и предрекох//, - как и сказал уже, тоже наперед, вероятно, когда лично преподавал им наставления о христианском образе жития. //Яко таковая творящий Царствия Божия не наследят//. Не наследят решительно Царствия Божия того, которое откроется по втором пришествии, неизреченно блаженного и вечного. Суд над ними будто уже произнесен и скреплен. Но когда говорит Апостол: //таковая творящии//,- то дает разуметь, что суд этот над ними в силе, пока они вращаются в такого рода делах. Выдь они из того круга, и суд не падет на них. Это блаженное изменение чается от них до самого последнего издыхания. Дотоле и обетование - снять с них этот приговор. Но когда отворится смертию дверь в другую жизнь и исходом отселе затворится, тогда всему конец. Блаженный Августин пишет: «//таковая творящии Царствия Божия не наследят//. Творят же сие и те, которые, склоняясь на пожелания плотские, вожделевают и дел их, хотя не имеют возможности привесть их в исполнение. А те, которые, чувствуя приражение плотских движений, остаются непреклонными к ним и не только не представляют членов тела своего в орудия к деланию греха, но и мановением даже не изъявляют согласия на то, эти не творят таковая и, следовательно, Царствие Божие наследят. Ибо, очевидно, в мертвенном теле их не царствует уже грех так, чтобы слушаться его в похотях его, хотя и обитает еще в нем. Иное дело грешить, а иное иметь грех. В ком не царствует грех, то есть кто не слушается похотей его, тот не грешит; но, в ком не было бы и самых пожеланий греховных, тот не только не грешил бы, но и совсем не имел бы греха. Это, впрочем, в этой жизни может быть достигнуто только в некоторой степени, в совершенстве же явится по воскресении». **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство** См. Толкование на [[new:gal:05:16#prp_efrem_sirin|Гал. 5:16]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство** Слова апостола: А дела плоти известны, показывают, что эти дела известны всем, потому что они сами по себе очевидны, как злые и такие, которых должно избегать; и очевидны настолько, что даже делающие их желают скрыть то, что делают. Или же, может быть, [что они] известны только тем, которые уверовали во Христа, потому что многие из язычников полагают славу свою в своих безобразиях и думают, что если они удовлетворили свои похоти, то одержали «победу» над бесчестием. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд** Это, говорит он, дела растленной плотской воли, в числе которых признается прелюбодеяние и блуд. И ясно, насколько прелюбодеяние отличается от блуда. **нечистота, непотребство** Этим намекает на бесстыдные обычаи, которые даже и назвать не осмелился. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Амвросиаст ===== **Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство** Все это и подобное - грехи, и апостол называет их делами плоти, потому что все такие ошибки происходят из мира, откуда и плоть. Ибо все эти грехи рождаются со стороны плоти, но не со стороны духа. Потому и не напрасно они названы делами плоти. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-21 **Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют** Против чего говорит Ап. - об этом нечего долго размышлять. Всякому христианину самому легко решить, какие это дела плоти, против коих говорит Апостол (fanera de estin). Первые четыре греха суть в тесном смысле слова грехи плоти, т. е. относятся к нечистой половой жизни. Затем два греха стоят рядом: идолослужение и пользование волшебными средствами (ср.: [[new:otkr:21:08|Откр. 21:8]]; [[old:vtor:18:10|Втор. 18:10]]). Пять следующих слов обозначают дурные настроения и неправильное отношение к ближним. Где такое настроение укрепляется, там - //разногласия// (dicostaViai ср.: [[new:rim:16:17|Рим. 16:17]] и [[new:1kor:11:18|1 Кор. 11:18]]) и появляются борющиеся между собою партии (aireseiV - ср.: [[new:gal:05:15|ст. 15]]). При этом еще Ап. упоминает о ненависти, убийстве, пьянстве и бесчинстве, как наиболее ему противных явлениях жизни. - //Предварял// - т. е. говорил //как о будущем//, что вам еще только угрожает, если вы будете делать такие дела. - //Царствия Божия// - см.: [[new:1kor:06:09|1 Кор. 6:9]] и сл.; [[new:rim:06:17|Рим. 6:17]]; [[new:1sol:04:01|1 Сол. 4:1]] и сл. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:13#lopuxin_ap|Гал. 5:13]] [<10>]