[<10>] ====== Толкования на Гал. 5:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 24-26 **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать** **"…Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями"**. Чтобы не спросили: "кто же это такие?" – он из самых дел указывает тех, которые поступают так, называя снова здесь плотию злые дела. Ведь таковые, конечно, не убили своей плоти, – иначе как бы они стали жить – распятое, без сомнения, мертво и недеятельно, – но говорит о совершенстве их мудрости. Хотя страсти и досаждают им, но восстают на них совершенно без успеха. Итак, если такова сила духа, то им и жить будем, им только и будем довольствоваться. Указывая на это, и сам (апостол) прибавил: "Итак, будем жить духом, и **по духу и поступать должны** [[new:gal:05:25|(Гал. 5:25)]], живя по его законам". Это именно и значит – **"поступать должны"**, то есть: "будем довольны силою духа и не станем искать дополнения в законе". Затем, желая показать, что вводящие обрезание делают это по честолюбию, говорит: **"Не будем тщеславиться**, в чем заключается причина всех зол, **не будем друг друга раздражать, друг другу завидовать** [[new:gal:05:26|(Гал. 5:26)]]. Ведь от тщеславия рождается зависть, а от зависти происходят все те бесчисленные виды зла". **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями** Очевидно, мы распинаем [плоть], крестясь в воде, что есть подобие креста и смерти [Иисуса], Его погребения и из мертвых воскресения, как и написано [в Евангелии]. **//О крещении.//** ===== Свт. Епифаний Кипрский ===== **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями** Если **те, которые Христовы, распяли плоть**, то явно, что рабы Христовы **со страстями и похотями** явили плоть чистою и подражали Христу, показывая: Он распял плоть, потому и они, мудрствуя подобно своему Владыке, **распяли плоть**. И если они **распяли плоть**, то невозможно допустить, чтобы плоть, пострадавшая за Христа, со Христом не царствовала. **//Панарион.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями** **Распять плоть со страстьми и похотьми** означает следующее: чтобы человек стал бездействен на все не угодное Богу: если же тело тянет вниз и настаивает на своем, то каждому долженствует стараться поднять его на высоту креста. Что я имею в виду? – Быв на земле, Господь прожил жизнью бедняка, и не только жительствовал так, но и проповедывал это, говоря: //«Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик»// [[new:lk:14:33|(Лк.14:33)]]. **//Омилия 11. О Честном и Животворящем Кресте.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми** Они распяли плотское мудрование и волю падшего естества, на которых основываются и зиждутся греховные влечения души и тела, греховная жизнь. Таким образом мир распят был для апостола, а апостол для мира [[new:gal:06:14|(Гал. 6.14)]]. О даровании силы и способности к такому распятою молился Богу святой Давид: //пригвозди страху Твоему плоти моя// [[old:ps:118:120|(Пс. 118.120)]], то есть мое плотское мудрование и мою волю, чтоб они пребывали в бездействии! **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми** Кто Христовы? Те, которые уверовали в Него и прилепились к Нему любовию и которых Он за то принял в общение. Свое или признал Своими. Таковые распинают плоть свою в самый акт приступания к Господу: без этого и приступить к Нему нельзя. Плоть – здесь разумеется, как и выше, живущий в нас грех или самолюбие и самоугодие, из коих все страсти и похоти. А кто приступает к Господу, того первый шаг определяется так: //да отвержется себе, и возмет крест свой// (ср.: [[new:mf:16:24|Мф. 16:24]]). Отвержение себя и есть попрание самости, или распятие плоти. Такого рода действование как завет заключается с Господом в крещении, когда крещаемый отрицается сатаны и всех дел его и сочетавается с Господом. Этот нравственный акт запечатлевается потом благодатию в крещении, и крещаемому ради него дается сила не работать более греху, а отвергать, ненавидеть и преследовать его. Это и значит, что крещаемый умирает греху и оживает для новой, благодатной жизни в Господе. Иначе у Апостола это же самое названо распятием ветхого человека и упразднением тела греховного, то есть всего корпуса греха, – самости со страстями. Вот как христианин в то самое время, как становится Христовым, распинает и плоть свою со страстьми и похотьми. Зачем поминает об этом здесь Апостол? Все в видах полнейшего уяснения предмета, о коем речь, то есть жизни в духе. Жизнь в духе, как понималось, есть стать сознанием в сердце пред Господом и все дела свои, и внутренние и внешние, направлять на богоугождение, во славу Господа, с отвержением, попранием и преследованием всех неправых движений в мыслях и желаниях. Это отвержение неправостей внутри и есть распятие самости, от коей все неправое. Таким образом, распинание самости,- плоти, есть неотъемлемая принадлежность жизни духовной. Святой Златоуст и говорит: «чтобы не спросили: кто же они (то есть те, на коих нет закона) таковы? – он указывает их из дел их: те, кои распяли плоть. Ибо страсти хотя и досаждают им, но восстают на них напрасно и без успеха». Когда говорится: **распяша** – однажды навсегда, то под этим разумеется тот нравственный поворот, в коем приступающий к Господу дает обет не поддаваться греху, до положения живота; на что и сила дается в крещении. Самость попрана, отвергнута, распята. После хоть и приступает, но ничего не получает. Всякий раз попирается с презрением и распинается. Вся жизнь христианина есть распинание плоти греха; но это есть плод и осуществление того первого акта, которым самость извержена из сознания и свободы и лишена всякого права определяющей к делам силы. Без этого первого и последующих не может быть: они связаны, как корень и ствол с ветвями. Потому и говорит Апостол: распята, – однократно, но тут столько силы, что ее станет на целую жизнь. Что это распятие – не механическое какое, а нравственное, это хорошо изображает блаженный Августин. Он выводит распинательную силу из возрождающегося в духе страха Божия, коим полагается начало обращения и потом поддерживается и исправная жизнь обращаемого. «Чем распяли, как не страхом Божиим, чистым, пребывающим в век века (см.: [[old:ps:018:10|Пс. 18:10]]), в коем боимся оскорбить Того, Кто всем сердцем, всею душою и всем помышлением любим? Этим страхом распяту быть желает и Пророк, когда говорит: при-гвозди страху Твоему плоти моя [[old:ps:118:120|(Пс. 118:120)]]. Распинает же страх на том кресте, о коем говорит Господь: //возми крест твой и последуй Мне// (ср.: [[new:mf:16:24|Мф 16:24]]). **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями** См. Толкование на [[new:gal:05:16#prp_efrem_sirin|Гал. 5:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями** Как бы на тайный вопрос: кто это так добродетелен, как ты говоришь? - он отвечает: //те, которые Христовы//, то есть те, которые составляют удел Христов, //распяли плоть//, то есть умертвили телесные помыслы. Ибо они не самих себя умерщвляли: под плотью ты разумей не существо плоти, а земные помыслы, так, чтобы не жили в них ни страсти гнева, ни похотения, но те и другие были распяты и умерщвлены. Или страстями он называет вообще страстные действия, происходят ли они от гнева, или от похоти. Итак, он говорит не только об умерщвлении таких действий, но и самих причин их, то есть пожеланий. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями** К счастью, Христиане //(которые Христовы)// не могут увлекаться делами плоти. Они ее распяли со всеми ее страстями и похотями, когда, в крещении, умерли со Христом. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:05:13#lopuxin_ap|Гал. 5:13]] [<10>]