[<10>] ====== Толкования на Гал. 6:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-18 **Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь** **"…Впрочем, никто не отягощай меня"**. Здесь он говорит это не как утомленный или отчаявшийся. Как, в самом деле, мог ослабеть или упасть духом тот, кто решился ради учеников все сделать и претерпеть, – кто говорит: //"настой во время и не во время"// [[new:2tim:04:02|(2 Тим. 4:2)]], и еще: //"не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола"// [[new:2tim:02:25|(2 Тим. 2:25, ]][[new:2tim:02:26|26)]]? Для чего же он говорит это? Для того, чтобы возбудить их недеятельный ум, привести их в больший страх, утвердить предписанные им правила, и предостеречь их впредь от подобных смятений. **"…Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем"**. Не сказал – "имею", а – **"ношу"**, точно кто-нибудь гордящийся своими трофеями или царскими знаками отличия. Хотя носить язвы считается также признаком бесчестия, но он хвалится язвами; и подобно тому как радуются воины, носящие знамена, так радуется и он, носящий язвы. Но для чего он говорит это? "Для того, – говорит, – что эти язвы оправдывают меня лучше всякого слова, лучше всякого голоса. Они издают голос сильнее всякой трубы против тех, которые противоборствуют мне и говорят, что я учу притворно и говорю иногда в угождение людям. Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, вышедшего из строя, тот, конечно, не мог бы обвинять его в трусости и предательстве, так как он на самом теле своем носит доказательство своего мужества. Так же, – говорит, – должно судить и обо мне. И если кто хочет слышать мое оправдание и узнать мой образ мыслей, тот пусть смотрит на мои раны, которые представляют доказательство сильнее этих слов и этого писания". В начале послания он ясно доказал свое непритворство внезапным своим обращением, в конце же его доказывает это своими страданиями. А чтобы кто-нибудь не сказал, что он обратился с искренним сердцем, но после не устоял в том же самом расположении, для этого он и приводит свои труды, страдания и язвы в свидетели того, что он также и устоял. Наконец, достаточно оправдавшись во всех отношениях, и уверив, что ничего не сказал по гневу или по нерасположению, а питает к ним неизменную любовь, он снова подтверждает то же самое, заключая свое слово молитвою, исполненною бесчисленных благ, и говоря: **"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь"** [[new:gal:06:18|(Гал. 6:18)]]. Этими последними словами он наложил печать на все сказанное прежде. В самом деле, он не сказал просто – "с вами", как говорит в других посланиях, но – **"со духом вашим"**, отклоняя их от плотского, и везде указывая на благодеяния Божии, и напоминая о благодати, которую они получили и которая достаточна была для того, чтобы избавить их от всякого иудейского заблуждения. Как принятие Духа зависело не от немощного закона, но от оправдания чрез веру, так и удержание его после принятия зависело не от обрезания, а от благодати. Поэтому он и заключил увещание молитвою, напомнил о благодати и духе и назвал их братьями, и, призвав Бога, чтобы они постоянно наслаждались этими дарами, оградил их двойною оградою, так как сказанное им есть и молитва, и вместе всецелое наставление, и потому служит для них вместо двойной стены. В самом деле, и наставление, напоминающее им, каких благ они удостоены, весьма сильно могло удерживать их в догматах Церкви, и молитва, призывающая благодать и умоляющая ее неотлучно пребывать в них, не попускала духу отступить от них. Когда же (Дух) будет пребывать в них, тогда всякое ложное учение исчезнет как пыль, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. **//Гомилии на Послание к Галатам.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу** Не то хочет сказать Апостол, что не хочет более трудиться: утомился будто. Ибо он готов был на все, лишь бы спелось дело проповеди. Но то, что после сделанного истолкования, в чем сущность христианства, галатам ни о чем уже не остается вопрошать его. Все ясно. И после сего предлагать вопросы и недоумения будет уже не больше, как болезнь спорливости, удовлетворять которой напрасный труд. Или, может быть, он хотел расположить их вникнуть лучше в Послание и сказал: больше толковать не хочу, ибо это будет то же, что воздух бить. Этим оборотом речи он и любовь их раздражал; ибо слова его могли наводить и на такие мысли, что он будто готов и совсем их бросить. Дорожившие общением с ним не могли не встрепенуться при этой мысли и построже отнестись к развратителям. Святой Златоуст так и понимает: «это говорит он не как утомленный и обезнадеженный, а чтобы возбудить их недеятельный ум, привести в больший страх, утвердить предписанные им правила и предостеречь их впредь от подобных смятений». Может быть, в бытность свою между галатами, Апостол заметил, что они охотники спорить. Чтоб отсечь всякий к тому позыв, Апостол и сказал так: не затрудняйте меня спорами и возражениями, а углубитесь в то, что уже написано, удовлетворитесь. Блаженный Иероним пишет: «дает труд учителю тот, кто иначе живет и мыслит, нежели как учил его учитель. Апостол говорит как бы: сделайте так, чтоб мне не иметь необходимости опять трудиться над вами. Может быть, он хотел предотвратить спорливость тех, кои вздумали бы и еще возражать, как сделал он и в отношении к коринфянам; когда, постановив, чтоб женщины покрывали головы, а мужчины не покрывали, прибавил: //аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы// [[new:1kor:11:16|(1 Кор. 11:16)]]. То есть: я сказал, что нахожу честным и правым. Но если кто, не удовлетворяясь этим, начнет придумывать возражения и говорить против, пусть знает, что тот недостоин ответа, кто готов больше спорить, чем учиться». //Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу//. Как бы так: вот вам ответ на все ваши возражения и все недоумения — язвы, которые ношу. «Не хочу еще писать что-нибудь; вместо письмен показываю язвы и знаки поруганий, пусть они засвидетельствуют истину проповеди. Ибо за нее готов я терпеть все» (блаженный Феодорит). «Язвы сии оправдывают меня лучше всякого слова, лучше всякого голоса. Они издают голос сильнее всякой трубы, против врагов моих, которые говорят, что я учу притворно и говорю иногда в угождение людям. Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, вышедшего из строя, стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда сей на самом теле своем носит доказательство своего мужества? Так же, говорит, должно судить и о мне. И кто хочет слышать мое оправдание и знать мои мысли, тот смотри на мои раны, которые представляют доказательство сильнее сих слов и обширнее сего писания» (святой Златоуст). **//Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем** **Впрочем** из-за правила обрезания **никто мне трудов да не доставляет, ибо** вместо обрезания, которое совершается над одним членом и которым хвалятся обрезанные, **я страдание Господа Иисуса Христа во **всем** теле моем ношу**. **//Послание к Галатам.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем** Кто после пришествия Христа обрезывается по плоти, тот не носит язв Господа Иисуса, но имеет славу в страдании своем. А кто сверх меры перенес удары, был часто в темницах, трижды подвергался бичеванию, кого один раз забросали камнями, кто прочее испытал, занесенное в список деяний, которые заслуживают славы [[new:2kor:11:24|(2 Кор. 11:24-28)]], - тот воистину носит на теле своем знаки Господа Иисуса. Равным образом и тот, кто терзает свое тело и подвергает его работе, чтобы, //проповедуя другим, самому не остаться осужденным// [[new:1kor:09:27|(1 Кор. 9:27)]], - носит **язвы Господа** на теле своем. **//Комментарий на Послание к Галатам.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Впрочем никто не отягощай меня** Это говорит он не как утомленный и обезнадеженный. Да и как это возможно тому, который увещевает: //настой во время и не во время// [[new:2tim:04:02|(2 Тим. 4:2)]]; а из желания, чтобы данные им постановления, были непоколебимы, и чтобы галаты не ждали от него ничего другого, но были убеждены, что он так проповедует. **ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем** В оправдание, говорит он, против тех, которые говорят вам, что я лицемер и в других местах проповедую обрезание, - я имею язвы и напасти ради Христа. Ибо они сильнее всякой речи свидетельствуют, что я подвергся опасностям не за закон, а за учение Христово. И не сказал: имею, а //ношу//, как некий трофей или царский знак отличия, и горжусь ими. **//Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.//** ===== Марий Викторин ===== **Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем** Павел говорит: все страдания, и то, что претерпело Его тело на кресте от гвоздей, пронзивших Его, от раны копьем в боку, и прочие **язвы** Господа нашего Иисуса Христа - **я ношу на теле моем**. То есть и я пострадал, и в таинстве служения Христу сам испытал таинство [страдания] Христа. Поэтому и вы должны вынести много бед и испытаний, ибо с Христом будет тот, кто страдал вместе с Ним и сам своим делом, несмотря на противодействие неблагоприятных обстоятельств, испытал то, что претерпел Христос. Тут Павел указывает также на то, что претерпел сам, поскольку удостоился (этого) от Христа, и на то, что должно претерпеть нам, если мы хотим быть с Христом. **//Комментарий на Послание Галатам.//** ===== Амвросиаст ===== **Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем** Павел не желает себе [подобных] тягот в будущем - если бы снова пришлось писать. Он хочет, чтобы они уже сейчас исправились, избавились от ошибок, а он после таких тягот обрел бы покой. Если же они станут упорствовать и противиться исправлению, пусть оставят его. Пусть они тогда обращаются со своими делами и усилиями к тем, от которых надеются получить награду или выгоду. **//На Послание к Галатам.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем** //Впрочем// - правильнее:// "от остального"// Израиля (tou loipou) "никто не должен мне приготовлять труды и обременение". Ап. не хочет, чтобы остальные, отшатнувшиеся от Бога, израильтяне вмешивались в его дела и ставили ему преграды на его пути. - //Язвы Господа Иисуса// - по Тишендорфу и др. новым изданиям//: "язвы Иисуса".// Под "//язвами//" (ta stigmata) нужно разуметь собственно знаки на теле, сделанные каким-нибудь режущим инструментом или каленым железом. По древнему общему мнению толкователей, Ап. называет так оставшиеся на его теле рубцы от причиненных ему, во время гонений на него со стороны Иудеев, ран [[new:2kor:11:24|(2 Кор. 11:24,]] [[new:2kor:11:25|25)]]. Он называет их "язвами Иисуса", потому что представляет себе Христа как Богочеловека Иисуса, подвергающегося бичеванию и ударам воинов на суде у Пилата [[new:mf:27:26|(Мф. 27:26,]] [[new:mf:27:30|30;]] [[new:in:19:01|Ин. 19:1, ]][[new:in:19:03|3)]], и потому что рассматривает свои собственные страдания как участие в страданиях - Иисуса [[new:fil:03:10|(Фил. 3:10;]] [[new:kol:01:24|Кол. 1:24)]]... "Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, вышедшего из строя, стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда этот на самом теле своем носит доказательства своего мужества? Так же, говорит, должно судить и обо мне... Мои раны представляют доказательство сильнее слов и обширнее этого послания" (Златоуст). **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[new:gal:06:11#lopuxin_ap|Гал. 6:11]] [<10>]