[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** Не одежды и платья, но венцы драгоценнейшие всякого золота, награды, воздаяния и бесчисленные блага уготованы добродетельным. //**О блаженном Филогоне.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** Если мы молимся, чтобы не подверглись искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которую требует Писание? <...> **Блажен человек, который переносит искушение**. Итак, слова молитвы// и не введи нас в искушение// [[new:mf:06:13|(Мф 6:13)]] не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но - «не допусти нам быть побежденными в искушении». //**Собеседования.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Блажен муж, иже претерпит искушение; зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его** Как мы уже сказали выше со святым Феофилактом, двух видов бывают искушения, одни попускаются за наши грехи, другие бывают как испытание исключительно от Бога, поэтому полезно нам иметь терпение и к первым и ко вторым. Здесь брат Божий говорит неопределённо что **блажен** тот, кто **претерпит искушение**, т.е. или по попущению Божиему одного вида – за грехи, или по попущению другого вида – как испытание от Самого Бога. Таким образом мы бываем испытываемы и становимся достойными вечной жизни посредством терпения двух сих видов искушения. Прежде же искушения подобает молиться – да не впадём в них, как сказал Господь, если же впадём, пусть даже и один раз, пусть и с нуждою, но должно их всё же терпеть мужественно и с благодарностью. Феофилакт здесь высказывает такое мнение, что Господь снисходя к немощи человеческой природы и к несовершенству тогда ещё Своих учеников, т.е. прежде вознесения, учил их чтобы просили Бога, да не внидут во искушение. Когда же вознёсся, то поскольку немощная человеческая природа укрепилась познанием воскресения и вознесения, крепкой Благодатию и пришествием Святого Духа, тогда то мнимый брат Его, сей Иаков, возвещает здесь христианам не бояться искушений. Потому-то тот, кто их **претерпит**, **блажен** есть, и добро ему будет. Так и у Иова написано «//Блажен же человек, егоже обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся; Той бо болети творит и паки возставляет; порази, и руце Его изцелят//» [[old:iov:05:17|(Иов 5:17-18)]]. И Господь назвал блаженными терпящих поношения и гонения и ложные обвинения за Его имя сказав «//блажени изгнании правды ради; яко тех есть Царствие небесное//» [[new:mf:05:10|(Матф. 5:10)]], и паки «//блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради//» (Там же [[new:mf:05:11|5:11]]). Если же ты, христианин, претерпишь с благодарностью, по попущению Божию те искушения, которые находят на тебя за твои грехи, отдашь долг, исполнишь епитимию и получишь прощение. Если же претерпишь другого вида попущение, приходящее исключительно как испытание от Бога, примешь венец и похвалу от Него как Иов и Авраам, по Икумению. О **венце** же этом, **который обещал Господь**, пишет Захария говоря «//а венец будет терпящим и ключимым Ему и разумевшым Его//» [[old:zah:06:14|(Зах. 6:14)]], благопотребным же (в слав. «ключимым» прим. пер.) в терпении, и познавшим это терпение, как толкует это изречение святой Митрофан. И Павел говорит, что Бог «//воздаст коемуждо по делом его; овым убо, по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный//» [[new:rim:02:06|(Рим. 2:6-7)]]. Это изречение брата Господня приводит и божественный Кирилл говоря «ибо как первенствование в сражениях свидетельствует о храбрости сражающегося, так, говорю, и крепкого и бодрого к тому, чтобы подвизаться в угодной Богу добродетели являет славным, достоудивляемым и исполненным всякой похвалы способность весьма легко переносить труды, происходящие от искушения. Так и ученик Спасителя удостоверяет нас в том, что таковый всегда и непременно будет предметом удивления, говоря: «**блажен человек, иже претерпит искушение, зане искусен быв, приимет венец жизни**» (Глафиры на Исход, кн. 3). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Блажен муж, иже претерпит искушение; зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его** Мы сказали, что искушения двоякого рода и что терпение полезно в каждом их роде. Апостол, помня о молитве Господней, внушающей нам безопаснейшее, то есть чтобы мы молились, дабы не впасть нам в искушение, возвращается к объяснению того, какое искушение от Бога и какое от нас, от нашего произволения. Впрочем, хорошо и следующее: Господь и Бог, взирая на большую немощь человеческой природы, предложил молиться об удалении от нас искушений, так как ученики Его были еще далеко не совершенны; но когда познанием Его воскресения и вознесением на небо немощная природа наша укрепилась, то брат Его по плоти научает уже не бояться искушений. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Сульпиций Север ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** Все эти [страдания] свойственны святым, а также всем, кто претерпевает. Но всегда имело место исключительное мужество праведников в таком перенесении [искушений] и победе, когда через все испытания стойкие и всегда непобежденные - они одерживали победу настолько убедительнее, насколько тяжелее их переносили. //**Три послания (К Евсевию).**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** Если кто так усердствует в воздержании или добрых делах, что и не стремится получить за них вечной награды, у того на голове словно бы митра из прекрасной ткани, но нет и малого венца. Без сомнения, такой человек превосходит добродетелью сердца прочих людей, однако не получает за свою добродетель награды Божией. //**О скинии.**// ---- Похожие слова мы читаем и в Апокалипсисе: //Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни// [[new:otkr:02:10|(Откр. 2:10)]]. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- В Апокалипсисе есть похожее: //Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни// [[new:otkr:02:10|(Откр. 2:10)]], //который//, – добавляет Иаков, – //обещал Господь любящим Его//. Апостол ясно показывает: в искушениях следует радоваться, потому что Бог часто возлагает бремя искушений на тех, кого больше любит, и, разумеется, для того, чтобы через упражнение в искушениях показать их совершенство в вере. Поэтому испытанные действительно являются верными, то есть //совершенными и безукоризненными, ни в чём не имеющими недостатка//, получая по праву обещанный венец вечной жизни. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Дидим Слепец ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** В то время как Иаков достаточно призывал, что с радостью следует переносить искушения, чтобы были достигнуты исполняемый труд и абсолютное терпение, которые совершаются ради самих себя, а не ради других деяний, другим увещеванием стремится убеждать обещаниями, чтобы исправлялись в настоящем. Сказав, что блажен тот, кто переносит искушение, говорит, что всякий, кто мужественно состязался, делается как муж совершенный и во всем искусный. Кто явится таким после печали, тот заслужит в качестве награды венец жизни, приготовленный Богом любящим Его. //**Краткое изложение послания Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** **Блажен человек** и проч.: указав на высокое достоинство искушений, терпеливо переносимых в совершенствовании нравственной жизни, апостол выводит из сего необходимое следствие о блаженстве (в том же смысле, в каком употреблял это понятие Христос, [[new:mf:05:03|Мф. 5:3]]; ср. прим.; слич. [[old:ps:001:01|Пс. 1:1]]) так переносящих **искушение** (употреблено единственное число; под общим понятием искушения разумеются без сомнения все те //различные искушения//, о коих начал речь апостол, [[new:iak:01:02|(Иак. 1:2)]]. Поясняя прямее это понятие блаженства искушаемых, апостол указывает основание этого блаженства в том, что такой человек, прошедши испытание чрез искушение [[new:iak:01:03|(Иак. 1:3)]] и этим испытанием очистившись нравственно, как золото очищается через огонь, и укрепившись в совершенстве нравственной жизни чрез терпение [[new:iak:01:03|(Иак. 1:3-4)]], как совершенный, **получит венец жизни**. Венец – венок – символ победы, чести и славы; **венец жизни** – жизнь за победу в чести и славе, то есть вечная жизнь в блаженстве, или, что то же, блаженная жизнь в вечном Царстве Отца, Сына и Святого Духа. Разумеется, что степень блаженства, или чести, славы, соразмерится со степенью веры, терпения и нравственного совершенствования [[new:1kor:15:41|(1 Кор. 15:41-42)]], – **венец, который обещал Господь**, как награду, подобно тому, как обещается награда состязающимся ([[new:1kor:09:24|1 Кор. 9:24]] и далее), **любящим Его**, каковая любовь у перенесших искушение свидетельствуется самим этим перенесением, ибо у переносящих искушения, и еще с радостию, не иное какое-либо основание к сему, как именно любовь ко Господу, так как другого основания и быть не может. Обещание вечной блаженной награды за любовь к Господу проникает все Евангелие; вероятно, этот общий дух евангельского учения и имел в виду апостол, когда говорит: **Господь обещал**, а может быть, и частные изречения Его вроде [[new:mf:24:34|Мф. 24:34]] и далее и под. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его** Объединяя ранее (со [[new:iak:01:02|ст. 2]]) сказанное об искушениях или испытаниях, постигающих людей, апостол показывает теперь конечный результат терпеливого перенесения разных жизненных испытаний, именно: блаженство - прошедши чрез горнило испытаний [[new:iak:01:02|(ст. 2)]] и очистившись в нем нравственно, как золото очищается через огонь, человек-христианин имеет твердую надежду быть увенчанным венцом истинной жизни в соединении с Богом навеки. Любовь к Богу и Христу, выражающаяся в терпеливом перенесении христианином разных испытаний, сделает их достойными принять эту высокую награду, по неложному обетованию Спасителя [[new:mf:05:10|(Мф 5:10-11)]] "Апостол, говорит св. И. Златоуст, довольно увещевал переносить искушения с радостью, дабы дело стояло твердо, а терпение было совершенное; то и другое происходит само собою и делается не без цели. Апостол старается убедить - исполнять вышесказанное посредством другого увещания, когда говорит, что терпящий искушение блажен по обетованию. Ибо таковой, ведя борьбу по образу борцов, будет мужем испытанным, искушенным по всяческим. Посему-то ему, после того как он пережил печали, дается венец жизни, уготованной от Бога любящим Его". [<10>]