[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:18 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его** ((В других источниках «**Сам восхотев бо породи нас словом истины**».)) Бог, говорит, **восхотев родил** нас людей; сотворил по Митрофану, который здесь расширяет понятие, как и то что пишется у Иова «//кто есть дождю отец?// (т.е. творец) //кто же есть родивый// (т.е. сотворивший) //капли росныя?//» [[old:iov:38:28|(Иов 38:28)]] и у Исаии «//Ты бо еси Отец наш//» [[old:is:63:16|(Ис. 63:16)]]. Сказал же «**восхотев**» брат Божий для тех, которые неистовствуют и говорят, что мир стал сам по себе, а не от Бога, тогда это были Эпикурейцы, а ныне безбожники. Поскольку выше сказал, что близко нет в Боге перемены или какого-то ни было изменения, и словом этим показал, что Бог неизменяем, Он не имеет ни начала рождения, ни конца. Поэтому далее говорит, что **восхотев** Сам родил нас несуществующих. Потому что если нас не было, и мы родились, явно что мы изменяемы и переменяемы. Как может не меняться то, что пришло из несуществующего в существующее с помощью изменения? Далее, поскольку сказал, что Он **родил нас**, дабы никто не подумал, что Бог подобно нам родил и Сына Своего, последовательно говорит, что нас родил словом истины, «//вся//, по евангелисту Иоанну, //Тем быша//» т.е. через истинное Слово Божие [[new:in:01:03|(Иоан. 1:3)]], таким образом, если создание ((Некоторые учителя понимали это изречение, что воспринимается через воссоздание и Крещение и через слово истины, второе и духовное возрождение христиан, как некий начаток Божиих творений, также и прочих людей, но не через первое общее творение всех людей. Христиане же были избраны из всех языков, как начатки и избрание Божие, как и говорит Павел к Фессалоникийцам: «//ведяще, братие возлюбленная, от Бога избрание ваше//» [[new:1sol:01:04|(1 Фес. 1:4)]].)) нас людей было через Сына и Слова, значит мы созданные, не единосущны со несозданным Словом Отца, Которым мы создались, и не соприсносущны Ему ((Рождение Сына и Слова Божия, есть дело Божественной природы, наше же рождение, т.е. сотворение, есть дело Божественной воли. Как сказал святой Иоанн Дамаскин: «Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, непреложен и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, — будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, — Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его существа, иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый и Бог последующий, и произошло бы приумножение. Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему» (Точное изложение православной веры, кн. 1, гл. VIII), и Богоносный Максим сказал: «то, что стало по воле Сотворившего, никогда не может быть соприсносущно Восхотевшему сотворить оное» (Главы гностические, сотн. 3, гл. 7).)). **Начатком** называет первое и честнейшее. Создания чувственной и видимой природы. Святой же Митрофан на «**начаток**», такое даёт толкование: «поскольку мы стали от Него, дабы были начатком видимых Его тварей. Сие есть красота, честь, превосходнейшее творение. И дабы ничего от нашей первоначальной природы не погубить, приняли мы начальство от сотворившего нас, чтобы обладать и начальствовать над всеми другими животными, плавающими, живущими на суше и летающими. Мне кажется, что **начатком** называет здесь человека божественный Иаков, что он есть малое средоточие, или лучше сказать эпилог, завершение не только видимых созданий, но и невидимых и умных. Потому что создан человек из обоих, из чувственных, и из умных, как сказал Богослов Григорий. Демокрит и другие мудрые называют человека микрокосмосом, как имеющего в себе все виды всего мира. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** Слово //рождение// по отношению к Сыну употребляется в собственном смысле, по отношению же к тварям - в несобственном. О Сыне так говорится ради Его истинности и единосущия, о тварях же - ради чести и сыноположения. **Восхотев, родил Он нас словом истины**. //**Письма.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Восхотев бо породи нас словом истины, во еже быти нам начаток некий созданием Его** Сказал **восхотев**, потому что есть люди, которые по наваждению беса умствуют, что мир составился как бы случайно. Выше сказал: //у Негоже несть пременения// и тем показал, что Божество неизменяемо; теперь присовокупляет: **восхотев бо породи нас**. Если мы произошли, то явно, что мы не неизменяемы, ибо возможно ли, чтобы неизменяемым было то, что из небытия пришло в бытие через изменение? А чтобы по поводу слова "**породил**" не подумал кто, что Бог и Сына родил так же, как нас, апостол присовокупил: **словом истины**, ибо, по словам Иоанна Богослова, //все чрез Него начало быть// [[new:in:01:03|(Ин. 1, 3),]] то есть через Слово истины; посему, если мы произошли через Слово, то не однородны с Тем, от Кого произошли по бытию. Слова **начаток некий** означают преимущество и высшее достоинство, а **созданием** называет видимую природу. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** Ибо, как добродетели небесные служат началом небесных творений, так мы являемся началом для творений земли. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Андрей Монах ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** Применительно к Сыну о рождении говорится по существу, по аналогии же - применительно к творениям. О Сыне - ради истины и единосущия, о них - ради чести и усыновления. Поэтому одинаковое название пусть не рождает одинаковой чести, а аналогические высказывания пусть не считаются сказанными по существу. [**Начаток**] - вместо слов "первые" и "более драгоценные". **Созданиями** же он называет видимую природу, более драгоценным которой он показал человека. //**Фрагменты.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** Как говорил Иаков выше, //всякое даяние доброе и всякий дар совершенный// нисходит от Бога, и теперь он добавляет, что Бог преображает нас водами возрождения из детей тьмы в детей света не по нашим заслугам, но только по Своей благой воле. Чтобы мы не сочли, что, родив нас, Бог соделал нас едиными с Ним по природе, Иаков продолжает свою мысль словами: **чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий**. Здесь он имеет в виду, что, **восхотев, родил Он нас словом истины** и выделил нас среди прочих Своих созданий. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- И Господь в Евангелии [говорит]: //Не вы Меня избрали, а Я вас избрал// [[new:in:15:16|(Ин. 15:16)]]. И у пророка Осии [сказано]: //Возлюблю их по Своей воле// [[old:os:14:05|(Ос. 14:5)]]. Подтверждая сказанное прежде: //Всякое даяние наилучшее и всякий дар совершенный нисходит// от Бога, апостол [этим] добавляет, что Бог по Своему благоволению, а не по нашим заслугам, посредством воды возрождения, превратил нас из сынов тьмы в сынов света. **Чтобы нам быть неким началом Его творения**. Чтобы мы не подумали, будто в этом рождении мы становимся тем, чем Он является Сам, поэтому апостол показывает некое дозволенное для нас первенство в творении через усыновление такого рода. Ведь некто перевёл эти слова так: **восхотев, Он родил нас словом истины, чтобы нам быть начатками Его творений**. То есть, чтобы нам быть лучшим из творений, которые мы видим. Ибо закон предписывал посвящать Господу начатки плодов и животных, а для устроения скинии [Моисей] повелел приносить начатки золота и серебра, то есть самое лучшее из металлов. И о древнем народе Божьем сказал пророк Иеремия: //Израиль – святой для Господа, начаток плодов Его// [[old:ier:02:03|(Иер. 2:3)]]. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** Прежде [апостол] сказал: //у Которого нет изменения// [[new:iak:01:17|(Иак 1:17)]] - и тем самым показал, что Божество неизменно. Теперь же он пишет: **Восхотев, родил Он нас**. Если мы были рождены, то, значит, мы подвержены и изменениям. Как же [может быть] неизменно то, что было произведено из не сущего в сущее, [то есть] путем изменения? //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** **Восхотев, Он родил нас словом истины**: рождение здесь разумеется не естественное рождение человека для физической жизни, но рождение духовное, или возрождение, рождение свыше (ср. прим. к [[new:in:03:03|Ин. 3:3-5]]), оживление мертвого грехами человека для жизни святой и непорочной в Царстве Христовом. Как на орудие сего возрождения апостол указывает на **слово истины** (ср. [[new:ef:01:13|Еф. 1:13;]] [[new:1kor:01:05|1 Кор. 1:5;]] [[new:2tim:03:15|2 Тим. 3:15]]), под которым разумеется Евангелие, называемое так потому, что Бог открыл в нем человечеству всю истину. Верою в Евангелие совершается возрождение человека, ибо этой верой он усвояет себе искупление, совершенное Христом, и вступает в новый завет с Богом, возрождается для жизни новой и святой. Эту последнюю мысль, или цель возрождения, апостол выражает оригинальным изречением: **чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий**. Образ выражения взят от принесения и посвящения Богу начатков плодов, как поведено было законом. Первенствующие христиане представляются у апостола начатком плодов духовных новой нивы Божией (ср. [[new:1kor:03:09|1 Кор. 3:9]]), или Царства Божия на земле, то есть Церкви Христовой. Не только все человечество, но и вся тварь, все создания ожидают, по созерцанию великого апостола Павла ([[new:rim:08:18|Рим. 8:18]] и далее), восстановления, которое началось с первого пришествия Христова и окончится после второго; уверовавшие во Христа первые христиане и именуются **начатком** новосозданий Божиих. Это возрождение, или новосоздание, Бог совершил единственно в силу своего хотения (**восхотев**), определяемого любовию Бога к человеку (ср. прим. к [[new:in:03:16|Ин. 3:16]] и парал.), а не по каким-либо правам и заслугам человека. Если же Он это величайшее благо человека устроил единственно по Своей всеблагой воле и любви, то как может быть, чтобы Он был виновником погибели человека, например – искушал его на погибель? Это два понятия, противоречащие и взаимно исключающие себя. Этим решительным словом апостол оканчивает опровержение нелепого заблуждения, что Бог искушает человека на погибель, и доказательство, что Бог так не искушает никого [[new:iak:01:13|(ст. 13)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий** Как на высшее проявление любви и благости Божией, Апостол указывает на возрождение людей **словом истины** (λόγῳ ἀληθείας), в доказательство того же положения, что от Бога может исходить только одно доброе. "Возрождение - этот совершеннейший дар, исходящий от Отца светов, есть дело благой воли Божией. Покоясь в глубине божественного существа, оно составляет полную противоположность тому, что производит грех, именно последний, как зачинающая мать (отсюда употребление άποκύειν вм. γειναν) рождает смерть, а Бог, как бы уподобляясь также матери, породил нас в новую жизнь" (проф. Богдашевский). Величие этого благодеяния показывается уже тем, что оно даровано людям незаслуженно, единственно по всеблагой воле Божией - "**восхотев**", βουληθεὶς. "Сказал "восхотев", потому что есть люди, которые умствуют, что мир составлен случайно" (блаж. Феофил.). Несомненно, здесь идет речь не о творении мира и человека, а о возрождении человека посредством проповеди Евангелия (ср. [[new:1kor:01:05|1Кор.1:5;]] [[new:2tim:01:15|2Тим. 15]]), именуемого силою Божиею [[new:rim:01:16|(Рим 1:16)]]: верою в Евангелие полагается основание духовного возрождения человека, который этою верою усвояет себе искупление, совершенное Христом, и вступает в новый завет с Богом, возрождается для новой, святой жизни. Цель духовного возрождения обозначена у Апостола словами: εἰς τὸ εἶναι ἡμᾶς ἀπαρχήν τινα τῶν αὐτοῦ κτισμάτων, **чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий**. Здесь Апостол, имея в виду обычай библейских евреев - во исполнение требования закона [[old:ish:22:29|(Исх 22:29;]] [[old:ish:23:19|23:19]]; [[old:ish:34:22|34:22;]] [[old:lev:02:12|Лев 2:12;]] [[old:chis:18:12|Чис 18:12;]] [[old:vtor:18:04|Втор 18:4;]] [[old:vtor:26:10|26:10;]] [[old:pr:03:09|Притч 3:9;]] [[old:iez:20:40|Иез 20:40)]] приносить в дар Богу и святилищу его первые и лучшие плоды (решит биккурим) земли, называет первенствующих христиан начатком плодов духовной нивы (как и у Ап. Павла, [[new:1kor:03:09|1Кор.3:9]]) в смысле первенства времени и достоинства (primi et honoratissimi, по Икумению). При этом Апостол рассматривает христиан в отношении к целому миру, как творению Божию. Обновление должно коснуться всего мира, так как все создания ожидают, по Ап. Павлу [[new:rim:08:19|(Рим 8:19-21)]], восстановления в первобытном совершенстве; такое восстановление началось с первым пришествием Христовым, а окончится по втором Его пришествии. Христиане же, по Ап. Иакову, суть первые начала, первые носители этого обновления, вследствие малочисленности своей называемые "**некий начаток**". По блаж. Феофилакту, слова "**начаток некий**" означают преимущество и высшее достоинство, а "**созданием**" называет видимую природу". Если, таким образом, Бог по единой свободной любви и благости восхотел возродить людей и сделать их началом обновления всего мира, то может ли Он искушать человека ко злу и на погибель? Давая в ст. 18 последнее основание для опровержения пагубного заблуждения [[new:iak:01:13|(ст. 13)]], Апостол, вместе с тем, в упоминании о возрождающем человека "**слове истины**" предлагает тему для последующей своей речи [[new:iak:01:19|(ст. 19-27)]] об отношении христиан к этому слову истины. [<10>]