[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:20 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **ибо гнев человека не творит правды Божией** Потому что, в то время как взволнованный ум ухудшает способность своего рассудка соображать, все, что ярость подбрасывает, он считает правильным. //**Нравственные поучения на Книгу Иова.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Гнев бо мужа правды Божия не соделовает** **Правда**, по Феофилакту и Икумению, это есть добродетельная привычка, находящаяся в душе человека, которая воздаёт каждому по достоинству. Гнев же, поскольку уничтожает и разумных людей, как говорит Приточник «//гнев губит и разумныя//» [[old:pr:15:01|(Притч. 15:1)]], как же может то, что омрачает ум с превосходящей пределы страстностью, как же может, говорю, это составлять правду, данную каждому для достоинства и рассуждения и правомыслия? Это невозможно. Но может кто-то скажет, почему же брат Божий употребляет здесь преславное имя и называет мужем гневающегося? На сие отвечаем, что в священном Писании не делается разницы в слове «муж». Потому что, иной раз это имя даётся добрым и праведным людям: «//Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых//» [[old:ps:001:01|(Пс. 1:1)]] и «//Блажен муж творяй сия//» [[old:is:56:02|(Ис. 56:2)]], иной же раз злым и несправедливым: «//да оставит... муж беззаконен советы своя//» [[old:is:55:07|(Ис. 55:7)]] и много подобного сим. Ещё стоит обратить внимание, что не сказал брат Божий: не делает, но с приставкой, **не соделовает**, и это означает что, не лишается гнев абсолютно всей правды, потому что, возможно найти и в страсти гнева некую пользу[15]. Прибавляет же святой Митрофан, что бездумно и неразумно гневающиеся, пусть не берут в помощь своей страсти выражение «//всуе//», как сказал Господь: «//гневаяйся на брата своего всуе//» и другое: «//косен//» как выше сказал Иаков, оправдывая себя что гневаются праведно и всегда для исправления и пользы согрешающих. Нет. Да не «//непщуют вины о гресех//», но да поучаются, как исцелить страсть гнева, которая в них, и как приобрести долготерпение. Чтобы гневом не наносить раны своим братьям, а наиболее себе самим. Потому что если по Соломону «//кроткий муж сердцу врач//» [[old:pr:14:30|(Притч. 14:30)]], то конечно гневливый и малодушный становится растлителем своего сердца и наносит вред душе своей, и в настоящей жизни и в будущей, поскольку лишается и теряет Божию правду, как говорит здесь брат Господень. Теряя же Божию правду, теряет вместе и царство Божие, потому что они соединены, как соединил их в заповеди Господь сказав «//ищите же прежде царствия Божия и правды его//» [[new:mf:06:33|(Матф. 6:33)]][16]. Поэтому если и простительно гневаться по благовидной причине, однако нет препятствий не гневаться вовсе. Конечно же похвалы достойно то, чтобы не возмущаться совсем от гнева, но пребывать в долготерпении и кротости: «//лучше муж долготерпелив паче крепкаго, удержаваяй же гнев паче вземлющаго град//» [[old:pr:16:32|(Притч. 16:32)]], ещё: «//благ терпеливый паче высокаго духом//» [[old:ekl:07:08|(Еккл. 7:8)]]. Сказал же и Павел: «//аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго// (не гневом, но) //духом кротости//» [[new:gal:06:01|(Гал. 6:1)]], и у Сираха: «//чадо, в кротости дела твоя препровождай//» [[old:prsir:03:17|(Сир. 3:17)]]. ---- [15] Потому что, гнев и ярость мы противопоставляем страсти сладострастия, прогоняем лукавые и постыдные помыслы, ненавидим грех и демонов, показываем ревность по вере в заповедях Божиих, и творим отмщение всякому преступлению и преслушанию. Как сказал Великий Василий: «Ибо раздражительность есть душевный нерв, сообщающий душе силу к прекрасным предприятиям. И если когда случится, что душа расслаблена сластолюбием, раздражительность, закалив ее, как железо закаливается погружением, из слабой и весьма изнеженной делает ее мужественною и суровою. Если ты не раздражен против лукавого, невозможно тебе ненавидеть его, сколько должно. И Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает где должно употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: «//вражду положу между тобою//» и между змием [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]], и: «//враждуйте мадианитом//» [[old:chis:25:17|(Чис. 25:17)]], — слова научающего пользоваться раздражительностию как оружием» (Беседа на гневливых). Поэтому и Соломон говорит: «//Блага ярость паче смеха, яко во злобе лица ублажится сердце//» [[old:ekl:07:04|(Еккл. 7:4)]]. Злобой лица, святой Митрофан называет праведный гнев, в образе строгости, через который, лукавые делатели, часто обращались к благим делам. [16] Поэтому сказал Богоносный Максим: «Если правда есть равное каждому по достоинству даяние, то царство есть законное вселение». //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **ибо гнев человека не творит правды Божией** Если [гнев] гнездится в сердцах наших и ослепляет око ума вредным мраком, то <...> не можем достигнуть и жизни бессмертной, хотя в мнениях людей и кажемся благоразумными... не можем с прозорливой рассудительностью соблюдать и законы правды, хотя бы мы во мнении всех считались совершенными и святыми, **ибо гнев человека не творит правды Божией**. //**Постановления киновитян.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Гнев бо мужа правды Божия не соделовает** Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а //гнев губит и разумных// [[old:pr:15:01|(Притч. 15, 1)]]. Как же он, в страстном размере помрачая ум, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное? Примечай и то, что апостол сказал не просто о том, кто правды Божия не соделовает, но о том, кто мужается в пагубном для него самого. А что у него такая мысль, видно из выражения //блажен муж, который не ходит на совет нечестивых// [[old:ps:001:01|(Пс. 1, 1)]], ибо прибавление приставочного члена показывает, что слово "муж" означает имеющего склонность к тому или другому, к добру или к злу. Нужно приметить и то, что апостол не просто сказал: "делает", но с предлогом, в значении "исполняет". Это значит, что гнев не совершенно чужд правды, ибо в гневе можно усматривать некоторую пользу, поскольку в нем, как и во всяком душевном движении, за неимением похвального можно находить не одно худое, но нечто и полезное. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **ибо гнев человека не творит правды Божией** Понять, что здесь имеется в виду, легко: тот, кто неосмотрительно предается пороку гневливости, даже если выглядит праведным перед людьми, в глазах Божиих еще не совершенен. Выходящий из себя судья-человек, даже когда он справедливо судит за прегрешения, не способен уподобиться праведному Судии, Который никогда не теряет совершенного спокойствия. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Легко понять смысл: неосторожен тот, кто подчиняет себя пороку гневливости. Даже если он считается у людей честным, перед Божественным судом он ещё не является вполне справедливым. Впрочем, [здесь] возможен и более возвышенный смысл, ибо о Господе сказано: //Но Ты, Господи сил// (//Владыка силы// – Vlg.), //судишь с кротостью// [[old:prs:12:18|(Прем. 12:18)]]. Любой судья, будучи человеком, судит провинившегося, [уже] утратив спокойствие духа. Но, даже совершая суд справедливо, он не может являть правду Божественного суда, которая не допускает [никакого] беспокойства. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **ибо гнев человека не творит правды Божией** Причина, почему всякий должен быть медлителен на гнев, – та, что **гнев человека правды Божией не творит**, то есть человек, обладаемый гневом, спорливостию или сварливостию, даже вообще в состоянии страсти, не делает правды, угодной Богу и свойственной Ему, каковой Он и от людей требует; такой человек судит обо всем и делает по страстному увлечению, более или менее неправильно. Правда Божия не находит себе выражения в его словах и действиях. «Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а гнев губит и разумных (см.: [[old:pr:15:01|Притч. 15:1]]). Каким же образом гнев, помрачая ум, когда доходит до размеров страсти, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное?» (Феофилакт). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо гнев человека не творит правды Божией** См. Толкование на [[new:iak:01:19#lopuxin_ap|Иак. 1:19]] [<10>]