[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:21 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Сего ради отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти души ваша** Отвергните, говорит, о христиане, от ваших душ **всякую скверну и избыток злобы**. Прибавил же брат Божий все эти слова – **скверну**, нечистоту **и избыток злобы**, чтобы показать этим прибавлением, если кто иной раз, оскверняет себя скверной какого греха, необходимо быстро отступить от этого греха через покаяние, и да не делает больше этого греха и злобы в своей самоуверенности, частым его повторением и привычкой. Потому что те дела, которые творит кто-нибудь часто и много раз, приобретают естественную особенность, так что становятся как бы естеством для делающих их, т. е. становятся естественной привычкой для них. Заповедует же божественный Иаков христианам, принять слово учения **в кротости** и немятущимися душами. Потому что слово это не входит в сердце дикое и смятённое. **Всаждённым** же словом называет то, от которого мы стали смысленными и различающими добро от зла. Которое мы отвергли через праотеческий грех, и вкупе через свободное делание зла, и стали как бессловесные животные «//человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им//» [[old:ps:048:13|(Пс. 48:13)]], поэтому здесь нам заповедует святой апостол опять принять в наши души посредством учения божественное слово. И с ним пройдём мы нашу жизнь с рассуждением и правым образом мыслей и так спасёмся [17]. Божественный же Митрофан под **скверной** и **избытком злобы** понимает от гнева (о чём выше сказал святой брат Божий) происходящие помыслы злопамятства, которые оскверняют, и много зла привносят в естественную красоту образа Божиего, который мы приняли от Бога. Как Бог по природе есть неизреченное долготерпение и всесовершенная тишина и безмятежность, так и человека сотворил по образу Своему и по подобию, чтобы и тот имел **всаждённые** долготерпение и кротость. Делает непотребным божественный образ сей скверной страстных помыслов и слов и дел тот, кто гневается и возмущает своё сердце. Смотри же, что кротость **всаждена** в человека и мир, и тишина сердца, ярость же, и возмущение, и гнев – противоестественны. И кротость есть внутрирождённое слово человека, гнев же безумен и из вне приходящь, искажающий не только слово, но и всё естество человека. И слово кротости может спасти, через гнев же действуемое слово растлевает и губит. ---- [17] Смотри же читатель, как божественный Иаков, говорит, чтобы мы сначала отложили скверну греха, и затем уже приняли насаждаемое слово, через которое мы становимся смысленными и разумными. Отсюда заключаем, что человек сначала не очиститься от греха и страстей, не может по истине быть разумным. Поэтому сказал святой Григорий Синаит: « Настоящим разумным, как было первоначально, кому-либо быть, или сделаться невозможно, прежде стяжания чистоты и бесстрастия, из коих первая (т.е. умная чистота) отъята чувственными неразумными наклонностями, а второе (т.е. нетление естества) — растленным состоянием плоти» (Весьма полезные главы расположенные акростихами, гл. 1). И ещё: « Настоящие разумные суть одни те, кои явились святыми чрез стяжание чистоты. Чистого разума никто из мудрых в слове не имел, потому что они от рождения разумную силу свою растлевают помыслами» (гл. 2). Смотри же ещё, как через слово Божественного учения и Божиего закона, приобретает человек естественный ум, который потерял. Весь написанный ветхий закон и вся новая благодать Евангелия, указывают на то, как очистить естественный закон, и восстановить в человеке, ту умную природу, которую он имел, в целости и полноте. Как сказал Исаия: «//Закон бо в помощь даде//» [[old:is:08:20|(Ис. 8:20)]], что толкуя Великий Василий говорит: « Ты получил в помощь закон. В тебе и от природы было уже великое предрасположение к прекрасному, но Бог, усовершая сие, присовокупил в руководство тебе и закон». Из этих изречений явно, что насколько суетны те, которые считают, что человек может очистить свой ум и рассуждение, которые он имеет, не отступлением от греха и чистотой жизни, не поучением в Божественном законе, но изучением внешнего знания и образования, которые не только не могут очистить ума, но более оскверняют и омрачают его, наполняя его превозношением и гордостью, как сказал апостол: «//Разум (убо) кичит//» [[new:1kor:08:01|(1Кор. 8:1)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сего ради отложше всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти души ваша** Сказав "**нечистоту**", апостол прибавляет: **избыток злобы**, желая внушить, чтобы если кто-нибудь и впадал часто в нечистоту, скорее отставал бы от нее, дабы, оставаясь в ней, не дать злу усилиться через привычку, ибо совершаемое нами часто и в обилии становится обыкновенно как бы природой, получая свойство природы. **В кротости**, сказал апостол, имея в виду учительное слово, которое не принимается среди шума и возмущения; а **всажденным** называет он то слово, по которому мы явились на свет разумными и способными различать добро и зло. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души** Из гнева рождается нечистота и низость. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Экумений ===== **Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души** Когда [апостол] упоминает о **нечистоте** и об **остатке злобы**, он хочет сказать, что если кто-нибудь часто и бывает запятнан нечистотою, то следует ему быстро от нее избавляться, а не коснеть в ней долго, ибо так, войдя в привычку, зло укоренится и его будет труднее смыть. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души** Кто прежде не отвратился от зла, не способен творить добро. Всякая нечистота относится, конечно, к нечистоте тела и души; злоба же оскверняет человека изнутри. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Апостол повелевает сначала очистить от пороков тело и душу, чтобы удостоиться принять слово спасения. Ибо, кто прежде не уклонится от зла, тот не может творить благо. Конечно, апостол говорит о всякой нечистоте как плоти, так и души. А собственно злоба относится к пороку внутреннего человека. Он говорит: **Примите посеянное слово**, то есть слово, которое мы влагаем в ваши сердца через проповедь, вы примите через научение. Верно и такое понимание: слово, посеянное в вас в день искупления, когда Бог родил вас по Своей воле, теперь уже примите совершеннее, для исполнения в делах, чего вы уже достигаете в служении. **Которое может спасти ваши души**. Даже когда вы претерпеваете телесные искушения, либо вас истребляют неверные. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души** Говорится о грехе, оскверняющем человека, как если бы его изобилие делало нас злыми. Но он происходит извне от небрежения и от наводящих нас на него демонов как повод, возникающий от нашего невольного согласия на него. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души** См. Толкование на [[new:iak:01:19#lopuxin_ap|Иак. 1:19]] [<10>]