[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:22 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 22-23 **Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, таковый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале** Исполняйте, говорит, о, братья мои христиане, делами закон Божий, а не только слушайте и читайте. Потому что, если только одним слушанием думаете сохранить закон Божий, лукаво мыслите и обольщаете этим самих себя, презирая ваше спасение [18]. Тот, кто только слушает слова божественного закона без исполнения, **уподобляется человеку, который смотрит лицо своего бытия в зеркале**. **Лицо бытия** это значит, когда познаёт человек себя посредством ветхого закона Моисеева, т.е. посредством ветхого закона научаемся, как мы произошли, быв созданы из несуществующего в существующее, сотворены были по образу Божиему и по подобию, и последовательно созерцаем и понимаем, каких светлейших поставил нас и духовный закон Благодати, посредством бани второго возрождения, т.е. через святое Крещение. Потом же забывши Благодать, которую приняли, мы перестали пребывать в этом созерцании, бывающим через делание и благие дела. Потому что тот, кто вдаёт всего себя в лукавые дела, не вспоминает более, как был облагодетельствован Богом, как через создание, так и через воссоздание. Поскольку если бы вспоминал, как был рождён свыше, как был оправдан и сопричтён к сынам Божиим, по Давиду, не стал бы вдавать себя в лукавые дела, которые отгоняют Благодать Божию. Смотри же возлюбленный, как божественный Иаков от привычного и чувственного сего зеркала возводит своё слово к умному зеркалу, и как бы, говорит так: **тот, кто только слушает закон, а не исполняет, уподобляется человеку, который смотрит лицо своё в зеркале**. И как увидел он, что лицо его благообразно, отошёл и забыл, каково лицо его. Так и тот, кто смотрит через ветхий закон Моисеев, и понимает, что дело завершено Богом, т.е. что имеет славу Божию и имеет то, что по образу и по подобию Создателя, но не делает делами то, что увидел, т.е. теми делами, которые служат к славе Божией и для исправления того, что по образу Его. Таковой забывает совершенно, как был создан по образу Божию и что существует для славы Божией. Таким образом не есть праведные те, которые только слушают закон, но которые соединяют слышание с делами, как сказал великий Павел «//не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся//» [[new:rim:02:13|(Рим. 2:13)]]. Так и Фарисеи были слушатели закона, но поскольку они не были и творцами, не были праведными. ---- [18] Явно, что прельщают сами себя те, говорит святой Митрофан, которые слушают и поучаются с добрым расположением, к деланию же не прилагают даже малого попечения, и таким образом сами себе, а не кому то другому вред и повреждение наносят, как семя брошенное в землю и оставленное в пренебрежении, бесполезно и непригодно к жатве. О таковых сказал пророк Осия: «//Яко ветром истлено всеяша, и разрушение их приимет я; рукоять не имущая силы еже сотворити муку//» [[old:os:08:07|(Ос. 8:7)]]. Как прельщают сами себя те, которые слушают Божественный закон, но не творят его, также прельщают себя и те, которые учат других Божественным законам, но не показывают достоверных дел подтверждающих сказанное добродетелью. Как сказал и Давид о таких: «//Грешнику же рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отврл еси словеса Моя вспять//» и проч. ([[old:ps:049:16|Пс. 49:16]]-17). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 22-23 **Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самех. Зане аще кто есть слышатель слова, а не творец, токовый уподобися мужу смотряющу лице бытия своего в зерцале** **Лице бытия** означает познание самого себя через закон. Посему-то к слову **лице** и прибавил апостол слово **бытия**, ибо через закон мы узнаем, какими явились мы на свет, и уразумеваем, в какое состояние перерождает нас духовный закон через баню возрождения. Потом, не пребывая в таком созерцании через деятельность, мы забываем о полученном даре духовном, ибо кто предается злым делам, тот не помнит, чем он облагодетельствован от Бога, ибо если бы помнил, что он рожден свыше, оправдан и причислен к сынам Божиим, то не предавался бы делам, отвергающим дарованную благодать. От обыкновенного зеркала апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведя из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: "**Кто слушает закон и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале**. Как этот **посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он**, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, а именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало: ему следовало воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался". И не без цели поступает так апостол (умалчивает нечто): он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом, ибо блаженны не такие слушатели, но соединяющие с слушанием дело. И фарисеи были слушателями, но так как они не были исполнителями, то и не блаженны они. **Прельщающе себе самех** значит обманывающие самих себя, ни во что ставящие собственное свое спасение. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Блаж. Августин ===== **Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя** Ведь ни я, ни кто-то другой, проповедующий вам слово, сердца вашего не видит, что вы задумываете в своих мыслях, судить не может, потому что человек не может видеть - видит Бог, для Которого сердце человеческое не может оставаться сокрытым. <...> Подумайте, если слушать - хорошо, насколько же лучше исполнять. Если ты не слышишь, ты не заботишься о том, что [не] услышано, и [таким образом] ничему не содействуешь, если же слышишь и не исполняешь, ты способствуешь падению. //**Проповеди.**// ===== Андрей Монах ===== **Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя** **[Обманывающие самих себя]** вместо размышляющих о себе - то есть презирающие свое спасение. //**Фрагменты.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя** Так [говорит] и Павел о почитающих закон: //не слушатели закона праведны у Бога, но исполнители закона оправданы будут// ([[new:rim:02:13|Рим. 2:13]]). И в Апокалипсисе Иоанн, сказав: //блажен читающий и слушающий// (//слушающие// – Vlg.) //слова пророчества этой книги//, далее добавил: //и соблюдающий написанное в нём// ([[new:otkr:01:03|Откр. 1:3]]). //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя** [Апостол] знает, что часто [люди] внимают словам усердно, но их пыл гаснет даже прежде, чем окончится речь. Поэтому он теперь и говорит это. [Апостол] особо настаивает: будьте усердны не только в слушании, но гораздо более в исполнении. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 22-25 **Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии** Слово истины, чтобы приводить людей ко спасению, не только должно быть тщательно и внимательно слушаемо, но, подобно зерну, принимаемому и усвояемому землею, должно быть всажденным в почву сердца человеческого и дать соответствующий росток, т. е., выразиться и проявиться в добрых делах; вся жизнь и деятельность человека-христианина должна быть выражением и осуществлением того, чему поучает слово истины. Кто не проводит слова истины в жизнь свою, тот лишь обманывает себя самого, ошибочно думая, что божественное слово и в таком случае будет для него полезным, принесет ему блаженство [[new:iak:01:25|(ст. 25)]], спасение, чего в действительности не может быть: совершенство и блаженство достигаются не простым слушанием или знанием слова истины, а деятельностью, сообразной с опознанным словом истины (ср. [[new:mf:12:24|Мф 12:24-26)]]. Истину эту Апостол далее уясняет наглядным примером: слово Божие, сообщающее человеку истину [[new:iak:01:18|(ст. 18)]], уподобляется у св. Иакова зеркалу, причем, если в зеркале человек рассматривает образ своего внешнего бытия (πρόσωπον τής γενέσεως), в слове Божием изображается внутренний облик человека, образ его нравственного существа; но как человек, увидавший в зеркале черты лица своего и не сделавший никакого применения из своего наблюдения, не оправивший, напр., своей головы, скоро и бесследно утрачивает из памяти полученное при смотрении в зеркало впечатление, так и человек, слушающий слово евангельской истины и не исполняющий его, не имеет слова Божия //"пребывающим"// [[new:in:05:38|(Ин 5:38)]] в нем, забывает о нем, и оно не приносит ему спасительных плодов. "От обыкновенного зеркала Апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведши из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: **кто слушает** закон **и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему** лицо свое **в зеркале**. Как этот **посмотрел на себя, отошел, и тотчас забыл, каков он**, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, именно для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как смотревшийся в зеркало: ему следовало бы воспользоваться виденным, а он, каков и тот. И не без цели поступает так Апостол, умалчивая нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо "блаженны не такие слушатели, а соединяющее с слушанием дело" (блаж. Феофил). Полезно и спасительно слушание и изучение слова евангельского лишь в том случае, если за этим слушанием и изучением следует деятельное пополнение правил и заветов Евангелия. Слово евангельской истины [[new:iak:01:18|(ст. 18)]], как слово, посеянное в сердцах наших [[new:iak:01:21|(ст. 21)]], написанное //не на скрижалях каменных//, а //на скрижалях сердца// [[new:2kor:03:03|(2Кор. 3:3)]], есть божественное слово, вполне соответствующее нашей истинной природе. В этом смысле оно есть** "закон совершенный, закон свободы"** (νόμος τέλειος, ν. τής ελευθερίας, [[new:iak:01:25|ст. 25]]), сравнительно с ветхозаветным законом, который у другого апостола именуется законом немощным и несовершенным (ср. [[new:evr:07:18|Евр 7:18-19]]) и законом рабства [[new:gal:05:01|(Гал 5:1)]]: "то был закон внешний, дробный, порабощающий волю, а это закон внутренний, действующий внутренне на волю человека" (проф. Богдашевский). О свободе закона евангельского Ап. Павел говорит: //"закон бо духа жизни во Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти"// [[new:rim:08:02|(Рим 8:2)]]. "К словам "**закон совершен**" прибавил (Ап. Иаков) "**закон свободы**", чтобы указать на отличительную его черту - свободу; ибо закон Христов, освободив от рабства плотского, поставляет приходящего к Нему в свободе, делает его чрез эту свободу более внимательным и освобождает его от забвения, вредного для всего доброго" (блаж. Феофил.). Если в Ветхом Завете праведность состояла в соблюдении //"заповедей и оправданий Господних"// [[new:lk:01:06|(Лк 1:6)]], то в рассматриваемом месте у Апостола [[new:iak:01:25|(ст. 25)]] говорится о таком проникновении в закон природы, о таком усвоении его, которое ведет к осуществлению закона. "**Закон свободы**" есть не только закон, свободно исполняемый, но и закон, дающий вам свободу, но все это - при условии "пребывания" (παραμείνας) христианина в этом законе, т. е., если он сделает его постоянным законом жизни и деятельности своей, - и при стремлении человека быть его "**не слушателем забывчивым**", но "**творцом дела**". "Под блаженством, которое обещается исполнителю закона, разумеется прежде всего блаженство самого делания, как видно из выражения έν τή πυιήσει αύτου ("**в делании своем**"), а потом и будущее блаженство, вливающее отраду в сердце человека при делании его в настоящей жизни" (еп. Георгий). [<10>]