[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:24 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Усмотри бо себе и отиде, и абие забы, каков бе** Этими словами брат Божий показывает, что поверхностное слышание закона, легко забывается; но не деяние. Поэтому за слушанием закона должно следовать и деяние, чтобы вместо забвения нам получить спасение. Святой же Митрофан толкуя это изречение говорит, что брат Божий здесь уподобляет суетному и бесполезному созерцанию зеркала учителей, вкупе и учеников божественных законов, не исполняющих их. Так как созерцание зеркала есть несуществующая тень и абсолютно недейственное занятие, не имеющее никакого утверждения в реальности. Так и слово, произносимое такими учителями, равно как и слушаемое такими учениками, выбрасывается на воздух и исчезает, не образовывая реальной ипостаси в этих учителях и учениках. Таким образом, учитель всуе учит, а ученик всуе слушает, потому что оба не исполняют. Поэтому к таким учителям говорит Господь «//врачу, исцелися сам//» [[new:lk:04:23|(Лк. 4:23)]] и Павел «//научая убо инаго, себе ли не учиши?//» [[new:rim:02:21|(Рим. 2:21)]]. А к таким слушателям говорит тот же Павел «//не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся//» [[new:rim:02:13|(Рим. 2:13)]], и Господь «//не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех//» [[new:mf:07:21|(Матф. 7:21)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Усмотри бо себе и отыде, и абие забы, каков бе** К слышанию прибавил апостол исполнение, потому что для душевного спасения недостаточно одного слышания закона, но слышание должно быть еще подтверждено исполнением. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он** Мы ведь научаемся, какими нас сотворил Бог, возродив купелью обновления. Но затем, не сохранив подобного созерцания из-за дел, лишаемся и благодати. Ведь предавшийся дурным делам не помнит, что он облагодетельствован Богом. Ибо если бы он помнил, что родился свыше, и оправдался, и освятился, и причислен к сынам Божиим, то не предал бы себя делам, отвергающим благодать. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он** **И тотчас забыл, каков он.** Так же и тот, кто воспринял из закона Моисеева, ради чего он рожден, что он [сотворен] во славу Божию и по образу Бога Творца, но, восприняв, на деле этому не следовал, а поступил подобно первому [человеку]. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он** См. Толкование на [[new:iak:01:22#lopuxin_ap|Иак. 1:22]] [<10>]