[<10>] ====== Толкования на Иак. 1:26 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие** Из-за гнева - необузданные языки и болтливые уста, невоздержанные руки, гордыня, попреки, злодеяния, удары и столь многие другие страсти, что и не перечесть, происходящие от гнева и раздражения. //**Гомилия против склонных к гневливости.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Аще кто мнится верен быти в вас, и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера** Здесь, слово **верен**, имеет значениие близко к иудейским понятиям, по Феофилакту, такой имел мнимую веру, но не было видно дел. Поскольку новообращённые Иудеи, уверовашие во Христа, хвалились телесными предписаниями ветхого закона, говорю же об обрезаниях и кроплениях и субботах и о прочих подобных вещах, в этом заключали весь смысл благочестия перед Богом и думали этими ничтожными вещами приобрести блаженство, других же осуждали. И поскольку, говорю, так они хвалились, то здесь брат Божий разрушает такую похвалу и самомнение их и говорит, не думай, о христианин, что ты приобретёшь блаженство тем, что делаешь дела закона, потому что такая похвала не приятна Богу. Но приятен тот, кто делая заповеданное законом с одной стороны, не осуждает по гордости не делающих с другой. А выражение «**льстит сердце**» показывает что, исполняющий то, что в законе, но имеющий необузданный язык против других, насмехается над своей совестью и повреждается. Совесть здесь означает **сердце**, по псалму «//сердце// (т.е. совесть) //сокрушенно и смиренно Бог не уничижит//» [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. Превосходно же божественный Митрофан излагает толкование этого изречения, что блаженный Иаков устанавливает как некую лествицу свои слова, однако в обратном порядке. Верх он поставляет вниз, и низ вверх. Первое, это помысл человека, второе это слово и третье – дело. Брат же Господень первым поставил дело, вторым слово и третьим помысл. Таким образом, поскольку выше укорил слушающих закон и не исполняющих его делами, похвалил же и творящих его, теперь здесь запрещает тем, которые говорят горькие слова против ближнего, и третье - препятствует помыслам сердца, от грубых и чувственных восходить до тончайших и умных. Смотри же, сначала он сказал, //не обуздывающий своего языка//, а потом, **обольщает сердце своё**; это потому что за обольщением сердца следует необузданный язык. Когда сердце, т.е. разумная часть человека, почему мы и называемся разумными, стоит и ведёт борьбу со страстями и прилогами помыслов, со вниманием и рассуждением, тогда не оставляет ни язык говорить горькие слова, ни тело делать непотребные дела. Когда же оно, по нерадению, будет побеждено прилогами и сделает сосложение со страстями, тогда и язык говорит не подобающее, и тело делает непотребное. Поэтому сказал Господь «//от избытка бо сердца глаголют уста его//» [[new:lk:06:45|(Лк. 6:45)]], и ещё «//благий человек от благаго сокровища износит благая, и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая//» [[new:mf:12:35|(Матф. 12:35)]]. Почему же сказал Иаков **обольщающий сердце**, а не обольщаемый сердцем? Послушай. Сердце, или иными словами разумная часть человека, имеет в себе написанный Божий закон и естественное рассуждение добра и зла. Желает же всегда благое удалять от лукавого. Человек же, чтобы быть самовластным, обманывает разумную часть, свободно выбирает зло, любя наслаждения, богатство, славу и вожделения чувств. Всеми сими омрачается естественное рассуждение разумной части, и таким образом побеждается страстями. Как сказал Павел о ветхих мудрецах что «//омрачися неразумное их сердце//» [[new:rim:01:21|(Рим. 1:21)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Аще кто мнится верен быти в вас и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера** По понятию иудеев, благочестив тот, кто оказывает верность в делах, потому что таковой кажется не принадлежащим к толпе. Иудеи, исполняя предписанные законом наблюдения, высоко думали о себе, сосредоточивали в этих наблюдениях все благочестие по отношению к Богу и, занимаясь только этими, мечтали стяжать через то блаженство, а к другим относились с большим осуждением, как видно из евангельской притчи о самохвале фарисее и мытаре [[new:lk:18:10|(Лк. 18, 10-14)]]. Удерживая от такого мнения, апостол и дает настоящее наставление. Упомянув об исполнителе дела и назвав его блаженным, он тотчас исправляет зло, рождающееся у многих при исполнении. Он как бы говорит: "Хвалящийся исполнением закона, не думай получить блаженство за одно исполнение!" - ибо это неприятно Богу, но приятен Ему тот, кто исполняет и с тем вместе далек от самомнения и не относится к неисполняюшим с осуждением. **Льстит сердце свое** - как бы душит и по самомнению, как исполнитель закона, обольщает свою совесть, ибо сердце означает здесь то же, что и в словах //сердце сокрушенно и смиренно// [[old:ps:050:19|(Пс. 50, 19)]]. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие** Здесь Иаков прибавляет, что даже если кто очевидным образом, на деле, исполняет заповеди Господни, которым был научен, но при этом не воздерживает своего языка от злословия, лжи, богохульства, глупых речей и прочего ведущего ко греху пустословия, бесполезны ему все его праведные дела. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Выше апостол увещал не только слушать, но и исполнять слово Господне. Теперь он добавляет: если и кажется, что кто-то исполняет заповеди Господни, которым он был научен, [но] не обуздал [своего] языка от злословия, лжи, хуления, пустословия, многословия и всего прочего, чем он обычно согрешает, тот напрасно похваляется праведностью [своих] дел. Как говорит Павел, подтверждая верность изречения языческого поэта: //худые разговоры растлевают добрые нравы// [[new:1kor:15:33|(1 Кор. 15:33)]]. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие** Ибо это - правило и начертание правой веры. //**Фрагменты.**// ===== Экумений ===== **Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие** **Благочестие**. Вероятно, это слово значит нечто большее, чем вера. Ведь оно предполагает знание сокровенного и незыблемость веры. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-27 **Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира** Закон евангельский безусловно совершен; но отношение людей к этому совершенному закону может сложиться по образу и примеру отношения иудеев к закону Моисееву: от такого неправильного отношения к закону Евангелия и предостерегает св. Иаков в ст. 26-27, вооружаясь здесь, ст. 26, как и ниже [[new:iak:03:01|3:1-8]], против грехов языка, особенно - против страсти к учительству. Порок этот был, видимо, очень распространен в современном Апостолу еврейском, а затем и иудео-христианском обществе. "По понятию иудеев, благочестив тот, кто оказывает верность в делах, потому что таковый кажется не принадлежащим к толпе. Иудеи, исполняя до тонкости предписания закона, высоко думали о себе, полагая в соблюдении его все благочестие по отношению к Богу, и, занималась только ими одними, мечтали стяжать чрез них блаженство... Удерживая от такого мнения, Апостол и дает настоящее наставление. Упомянув об исполнителе дела и назвав его блаженным, он тотчас исправляет зло, рождающееся у многих при исполнении" (блаж. Феофил.). Так, по Апостолу, возможно **пустое** (μάταιος), ничтожное и тщетное благочестие как при исполнении закона Моисеева, так и при следовании совершенному закону Христову: от этой опасности показного благочестия Апостол и предостерегает в ст. 26. Стих же 27-й, в противоположность ложному благочестию, называет истинное благочестие (θρησκεία)и характеризует его с двух сторон. Первая черта истинного, имеющего цену в очах Божиих, благочестия состоит в том, "**чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях**": конечно, это лишь частный пример, один лишь из видов деятельной любви и истинного благочестия, избранный, вероятно, как любимый образ у священных писателей Ветхого (а затем и Нового) Завета для представления бескорыстной любви и благотворительности (напр., [[old:vtor:10:18|Втор 10:18,]] см. [[old:iov:29:12|Иов 29:12-13;]] [[old:ps:067:06|Пс 67:6]]). Эта деятельная любовь и благотворительность, чтобы быть истинно спасительною, должна иметь в основании своем веру в Господа Иисуса Христа [[new:iak:02:01|(Иак 2:1)]]. "Итак, если хочешь быть благочестивым, обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказывании сострадания к ближнему, ибо сострадание к ближнему есть своего рода уподобление Богу. "Будьте, сказано, милосерды, как и Отец ваш небесный" [[new:lk:06:36|(Лк 6:36);]] только милосердие наше должно быть чуждо лицеприятия" (блаж. Феофил.). "Вот то, чем можем уподобляться Богу, - именно милосердие и сострадание. Посему, если мы этого не имеем, мы лишены всего" (св. Злат.). Другую черту истинного, чистого и непорочного благочестия составляет, по Апостолу Иакову, сохранение себя не оскверненным от мира. Мир, ό κόσμος, здесь понимается в смысле воззрения на него евангелиста Иоанна [[new:in:07:07|(7:7;]] [[new:in:12:31|12:31]]; см. [[new:1in:05:19|1Ин. 5:19)]] - как совокупность всех враждебных Богу и добру сил. Беречь свою душу от всякой нечистоты мира, лежащего во зле, противостоять злу и бороться с ним - это, вместе с делами милосердия и любви, является существенным признаком истинного служения Богу. **//Толковая Библия.//** [<10>]