[<10>] ====== Толкования на Иак. 2:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих** Во Христе нет бедного и богатого. Поэтому не стыдись из-за внешности, а прими по внутренней вере. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 2-3 **Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящего ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре, и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем** Кажется что, по святому Феофилакту и Икумению, обычай был у Евреев, носить перстни [25], и поэтому приводит здесь этот обычай брат Божий, говоря, если войдёт в Сонмище (т.е. не в церковь в которую собираются для славословия Бога, но в место, в которое собираются начальники и судьи народа, чтобы судить имеющих дела и разногласия между собой, по иному сказать в судилище или в синедрион, как толкует Митрофан) если, говорю войдёт в судилище ваше какой-нибудь богатый человек, носящий золотой перстень и светлую одежду, за ним войдёт какой-нибудь нищий в запачканной одежде, вы же увидев носящего светлое, и предпочетши его говоря: **ты сядь здесь** на хорошем и высоком месте, нищему же скажете: **ты стань там, или сядь внизу у моих ног**, если, говорю, вы так говорите – нет в вас доброго рассуждения. Приводя это изречение, божественный Кирилл Александрийский говорит, что достойны многого осуждения те Христиане, которые хвалят и превозносят людей не за внутренние добродетели, но внешне светлые одежды имеющих или богатство. Многоценные одежды и богатство, есть лживое и не истинное одеяние человека, поэтому-то добродетельный должен почитаться больше. Дословно же говорит так: «Таковых вполне справедливо осмеивает Спасителев ученик в словах: "Лицемеры (вы), ибо **если** какой-либо **войдёт в собрание ваше муж с золотым перстнем, в одежде богатой (светлой)**" и проч. Хотя отсюда можно усматривать, какому справедливому порицанию повинны те, которые оказывают почести человеку по его внешним облачениям, а не по внутренним достоинствам. Ведь и богатство и блеск от богатства, естественно, могут принести обладателям только чуждую некую и подложную славу. А блеск и сердца и сияние добрыми делами будут для обладающих ими подлинным и природным (истинным) богатством, не сопребывающим с телом и с ним вместе согнивающим, но сожительствующим с душою, когда она ещё пребывает в этой (земной) жизни, а когда она удаляется, то также с нею вместе отлетающим. Итак, должно оказывать почтение, без сомнения или (даже) с необходимостью, не тому, кто славен богатством и, как на картине, разукрашен земною славишкою, но, напротив, тем, которым блеск дел при помощи Бога порождает неувядаемую славу и которых внутренняя красота выставляет в блестящем свете посредством всякого рода благ» (кн. 4 на Иоанна, гл. Ι). ---- [25] Так мы читаем, что Патриарх Иуда, сын Иакова, носил перстень на руке, когда сказала ему Фамарь, дай мне «//перстень твой гривну, и жезл иже в руце твоей//» [[old:gen:38:18|(Быт. 38:18)]], так носили вообще все Евреи перстни, при сооружении Скинии, как написано [[old:ish:35:22|(Исх. 35:22)]], и Исаиа пишет о женщинах Евреянках, что они носили перстни [[old:is:03:20|(Ис. 3:20)]]. Как и притча о блудном сыне говорит, что дали рабы перстень на руку его, т.е. по обычаю, который имели Иудеи [[new:lk:15:22|(Лк. 15:22)]]. Но и другие народы носили перстни, и Египтяне и Ассирийцы и Вавилоняне, как написано о Фараоне «//И снем Фараон перстень с руки своея, возложи его на руку Иосифову//» [[old:gen:41:42|(Быт. 41:42)]]. И о Кире царе, написано «//и изшедше заключиша двери, и запечаташа перстнем царевым//» [[old:dan:14:14|(Дан. 14:14)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 2-3 **Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих** Да не будет, конечно, того, чтобы в святилище Твоем богачей принимали впереди бедняков, а знатных впереди незнатных: ведь Ты же //избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее// [[new:1kor:01:27|(1 Кор 1:27-28)]]. //**Исповедь.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 2-3 **Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу и речете ему: ты сяди зде добре; и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем** У евреев, кажется, особенно в обычае было носить перстни. Но при этом иной скажет, может быть, что если Иаков есть учитель завета Христова, то почему не прекращает подзаконного, но еще возвышает оное, принимая остающихся в благочестии подзаконном, а не порицая их? Такому мы отвечаем, что теперь Иаков беседует с ними поближе и снисходит их немощи, чтобы, тотчас отменив закон, не заставить их отступиться от него по новости учения. Но он ведет дело с основательным расчетом, уступив, насколько это было безвредно для него, в Новом Завете и подзаконным обрядам. Ибо чем отвращало его от веры Христовой соблюдение субботы или пост и воздержание от снедей? Через эту уступчивость завладев их вниманием к своим собственным словам, он мало-помалу убеждает их отставать от подзаконных обрядов как бесполезных и ведущих к рабству, а не к свободе, подаваемой о Христе. Итак, мудро пользуясь небольшими уступками, он предложил приличное христианам как раз тогда, когда они беспрепятственно внимали его словам. //**Толкование на соборное послание апостола Иакова.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 2-3 **Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих** То, что сказал Иаков, относится не столько к перстню, сколько к знаку богатства, потому что кажется, что перстень указывает на сокровища богатых. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 2-3 **Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих** Для объяснения этого стиха воспользуемся словами блаженного Августина, который говорит: «Если мы отнесём это различие между «сидением» и «стоянием» к церковным должностям, то не следует думать, что //иметь веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы//, с лицеприятием является незначительным грехом. Кто же говорит, что богатый избирается на почётную церковную кафедру, поскольку отвергается более сведущий и святой бедняк? Но если апостол говорит о ежедневных собраниях, то кто в этом случае согрешает (если только согрешает), кроме того, кто считает, что насколько кто богаче, настолько тот и лучше?». Кажется, он указал на это в качестве дополнения. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями** Что предупреждение против лицеприятия [[new:iak:02:01|(ст. 1)]] вызывалось наличностью в первохристианском обществе этого порока, показывает приводимый здесь, ст. 2-3, и заимствованный, очевидно, из действительной жизни читателей послания пример лицеприятия, тем более недопустимого и предосудительного, что совершалось оно в богослужебном собрании верующих (συναγωγή здесь, как и в [[new:evr:10:25|Евр 10:25]] - церковно-христианское богослужебное собрание) пред Господа славы, пред Которым всякая слава и величие мира сего - ничто. Усматривая в таком поведении читателей очевидное нарушение совершенного закона веры Христовой, св. Апостол укоризненно замечает:** "бысте судии помышлений злых"** (4 ст.), т. е. "вы испортили свой приговор... стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия" (блаж. Феофил). [<10>]