[<10>] ====== Толкования на Иак. 3:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Явным доказательством здравого ума и совершенной души служит отсутствие в речи пустых слов, вернее, воздержание при любых обстоятельствах от чрезмерной болтливости; скорее, [следует] вести речь, полную достоинства, уметь прославлять и хвалить. Самое подобающее приобретение для избравших благую жизнь - способность изрекать мудрость. Ибо для святых является позорным говорить глупое. Им совершенно несвойственно балагурство, вернее, сквернословие, которое, как говорит премудрый Павел, не прилично [[new:ef:05:04|(Еф 5:4)]]. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Много бо согрешаем вси** Это слово выстраивается от сказанного выше. Все, говорит, мы люди согрешаем по нерадению и невнимательности, находясь в этой грешной жизни, по святому Феофилакту. Поэтому достаточно для нас, по святому Митрофану, попечения только о нашей собственной жизни, чтобы дать отчёт о собственных прегрешениях, каясь в том, сколько прегрешений мы сделали сознательно и несознательно, а не брать ещё сверх того , на себя, осуждение или ответ в том что сделали другие, т.е. нами наученные. Подобает нам не желать абсолютно, становиться наставниками и учителями других, даже будучи принуждаемым к этому, тем более по своему собственному желанию от гордости и любоначалия, когда нас никто к этому не призывает и не принуждает. Говорит божественный Павел, что всем не подобает становиться учителями, но только призываемым к учительству от Святого Духа «//Еда вси апостоли? еда вси пророцы? еда вси учителе?//» [[new:1kor:12:29|(1Кор. 12:29)]][38]. **Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело** Поскольку святой Иаков сказал выше, что все люди согрешают, и невозможно жить человеку в мире сем, не согрешая, то удостоверяет это, приводя в пример язык, как наиболее лёгкий к поползновению. Из этого же показывает, что никакой человек не совершен, тем более и не безгрешен. Потому что, какой человек, рождённый в мир, не согрешил языком? Конечно, или никакой, или редкий. Если же кто победит, удобопоползновенный свой язык и сохранит его не согрешающим против собеседника[39], такой, конечно же, как сказано, способен право управить и всё тело. Поэтому, кто победит наиболее удобопоползновенный ко греху член, т.е. язык, тот конечно силен победить и то, что медленнее движимо ко греху, т.е. прочее тело. Так толкует это изречение святой Феофилакт и Икумений. Божественный же Митрофан говорит что здесь должно подивиться, великому разуму брата Господня, потому что он, говоря, чтобы не согрешать кому-нибудь языком, что есть, то же, что быть совершенным в добродетелях, этим незаметно показал, что те христиане к которым он писал, были ещё несовершенны и поэтому достойны прощения, последовательно показывая что должно им подражать совершенным и не согрешать языком, чтобы сподобиться блаженства как говорит Сирах: «//Блажен ... иже языком (своим) не поползнуся//» [[old:prsir:25:11|(Сир. 25:11)]]. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Августин ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Кто же осмелится утверждать о себе, что он совершен? //**Проповеди.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Много бо согрешаем вси. Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело** **Много бо согрешаем вси**, проводя жизнь невнимательно и нерадиво. Что ни один человек не избегает греха, это подтверждается удобоподвижностью языка. Отсюда же видно, что ни у кого нет совершенства, ибо кто не согрешил языком своим? Если же кто преодолеет удобоподвижность языка своего, тот способен хорошо управлять и всем телом. Ибо кто удержал очень склонное к падению, тот с меньшим трудом при внимании возгосподствует над тем, что падает медленно. ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Простительными являются те произвольные грехи, которые не разрушают любовь к Богу и ближнему и не соделывают человека врагом Божьим и повинным вечной смерти. Простительным грехам подвержены и сами святые, согласно изречению брата Божия: **«Ибо все мы много согрешаем»**, и Иоанна: //«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя»// [[new:1in:01:08|(1 Ин. 1, 8)]], а также согласно 125, 126 и 127 правилам Карфагенского собора. Такими грехами, согласно Корессию и Хрисанфу, являются многословие, первое движение и волнение гнева, первое движение похоти, первое движение ненависти, шутливая ложь, проходящая зависть, то есть небольшая скорбь о благах ближнего и подобное. //**Руководство к исповеди.**// ===== Иларий Арелатский ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Совершенство ведь в справедливости состоит; культ же справедливости - молчание. Потому совершенством Иаков посчитал сдержанность в слове. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Несовершенны и добрые люди, ведомые благодатью Святого Духа; никто не способен пройти жизненный путь, не согрешив. **Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный**, ибо человек в своей слабости все же может не согрешать в слове лжи, злословия, брани, гордости, похвальбы, самооправдания за грех, соперничества, раздора, лжеучения, неправды, клятвопреступления. //**О семи Кафолических посланиях.**// ----- Апостол обличал тех, у которых видел недостатки в знании и поведении. Он отрешал таковых от учительской кафедры из опасения, что они либо причинят вред младенцам ошибочной проповедью, и завладев их слухом, отвратят от слушания учителей, либо проповедуя, по крайней мере, правильно, очернят предмет проповеди грязью неправедных поступков, и тем самым опорочат путь евангельского совершенства своей дурной славой. Он не сказал: «вы согрешаете», но «мы согрешаем, [даже] когда принадлежим Христу». Так говорит апостол. Он сказал также **во многом** и **все мы**, чтобы все несовершенные стали более осторожны в своих словах и поступках, как только узнают, что несовершенны даже добрые, и все водимые по пути сей жизни благодатью Святого Духа, что и они не могут избежать какого-нибудь греховного преткновения, согласно написанному в другом месте: //Небеса нечисты в очах Его// ([[old:iov:15:15|Иов. 15:15]]). И как сказал Соломон: //ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы// ([[old:ekl:07:20|Еккл. 7:20]], [[old:ekl:07:07|7]] – Vlg.). **Если кто не согрешает в слове, тот человек совершенный**. Как же он говорит, что не согрешающий в слове – человек совершенный, когда прежде сказал: **все мы во многом согрешаем**? Разве могут избранные согрешать во многом и оставаться при этом совершенными? Да, именно так и следует понимать. Ведь существуют различные виды согрешений. По-одному согрешают избранные, по-другому – невежды, как свидетельствует Соломон, говоря: //ибо семь раз падает праведник и встаёт, а нечестивые впадут в погибель// ([[old:pr:24:16|Прит. 24:16]]). Даже если праведник случайно согрешит по немощи плоти или по неведению, он не перестаёт быть праведником. Ведь как существуют ежедневные и неизбежные подобного рода согрешения, так есть и ежедневные средства исправления в молитвах и добрых делах, которые быстро воздвигнут павшего праведника, чтобы он, упав на землю, не запачкал пылью грехов брачную одежду любви и веры. **Если кто не согрешает в слове, тот человек совершенный**, – разумеется: в том слове, согрешения в котором по силам избежать [даже] при человеческой немощи. Это – в слове лжи, в злословии, проклятии, гордыне, хвастовстве, оправдании грехов, зависти, раздоре, ереси, обмане, клятвопреступлении, а также в празднословии и многословии в тех беседах, которые кажутся необходимыми. Несомненно, каждый, кто хранит себя от такого согрешения, **тот человек совершенный**. //Ибо кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою// ([[old:pr:21:23|Прит. 21:23]]). **Он может** (//могущий// – Vlg.) **обуздать также всё тело**. Эти слова связаны с предыдущими. **Если кто не согрешает в слове**, говорит апостол, **тот человек совершенный**, который может обуздать и всё тело. Это можно пояснить [так]: если кто остерегается почти неизбежного согрешения языком, тот, привыкая постоянно сдерживать себя, учится наблюдать и за остальными членами тела, которые могут быть легче обузданы во избежание уклонения с правого пути. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Неизбежное [это зло] потому, что считается, что никто из людей не живет вне греха из-за ошибок языка. Потому никому не удается приблизиться к совершенству. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Жизнь святого Пахомия ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** Очень часто все мы падаем, но давайте взывать к милосердию Божиему. Если потом мы будем осторожны, то Он спасет и нас. //**Жизнь святого Пахомия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело** См. Толкование на [[new:iak:03:01#lopuxin_ap|Иак. 3:1]] [<10>]