[<10>] ====== Толкования на Иак. 3:5 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Такожде же и язык мал уд есть, и вельми хвалится** Это изречение, Феофилакт и Икумений толкуют что, долг языка, действовать в пределах правых слов и подобающе, как кони двигаются подобающе в зависимости от узды и корабли в зависимости от руля, и как они малы суще, великие вещи творят. Митрофан же так толкует, что как узда и кормило хотя и малы, хвалятся же, выразимся таким способом, и гордятся над большими их, потому что, этими малыми, управляются огромные кони и корабли и делаются благопотребными в нашей жизни. Так и язык, мал есть по размеру, однако «**вельми хвалится**» и гордится перед всем человеческим телом. Потому что, он может спасти или умертвить всё тело, как многие из людей часто посредством одного только собственного языка, были умерщвляемы. Поэтому сказал Соломон «//Смерть и живот в руце языка//» [[old:pr:18:21|(Притч. 18:21)]]. **Се, мал огнь, (и) коль велики вещи сожигает** Как одна малая искра огня, зажигает большой пожар и сжигает целый город или огромный холм, так и язык, член наименьший есть в человеке, большой воздвигает пожар многих искушений и скорбей и пожигает всё тело и душу. Поэтому мудро сказал Великий Василий толкуя «//удержи язык твой от зла//» [[old:ps:033:start|33-го]] псалма: «Первая же заповедь (т.е. Давидова): //удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти//. Ибо грех, содеваемый языком, и на деле весьма удобен и многообразен. Разгневался ли ты – и язык предваряет. Похоть ли возобладала тобою – язык прежде всего служит тебе как бы переводчицей и переносчицей, которая помогает во грехе и вводит в искушение ближних. Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других. Но к чему перечислять словом все грехи, совершаемые языком? Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: срамословие, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, слово праздное, лживые клятвы, ложные свидетельства – всё это и гораздо ещё большее число зол суть произведение языка. А те, которые отверзают уста свои на поругание славы Божией и //неправду в высоту глаголют// (ср.: [[old:ps:072:08|Пс. 72:8]]), каким другим орудием совершают сие нечестие, как не орудием языка? Итак, поскольку //от слов своих осудишися// [[new:mf:12:37|(Матф. 12:37)]], то удержи язык твой от зла и не делай сокровища языком лживым суетная (ср.: [[old:pr:21:06|Притч. 21:6]])». //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **такожде же и язык мал уд есть, и вельми хвалится. Се, мал огнь, и коль велики вещи сожигает!** - Такожде, то есть таким же образом, по разумному направлению, должен двигаться и язык, ибо он небольшой член, а делает много, то есть зла и добра. Вельми хвалится сказано вместо "производит великие дела". ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает** Меч пронзает тело, но не душу; душу пронзает язык. Языку недоступна середина: либо великое зло, либо великое добро. Великое добро - исповедовать Христа Богом, великое зло - отказаться от Христа как от Бога. Поэтому пусть не думает никто и не говорит: я великих грехов не совершал - если и грешил, то грешил языком. Что есть больший грех, чем богохульство? Почему пал дьявол? Он воровал? Убивал? Прелюбодействовал? Все это страшные грехи, но дьявол пал не из-за них, его подвел его язык. Что он сказал? //Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой <...> буду подобен Всевышнему// [[old:is:14:13|(Ис 14:13-14)]]. //**Трактат на Псалмы.**// Чем больше грешит язык, тем больше мучается. //**Гомилия о Лазаре и богаче.**// ===== Дидим Слепец ===== **так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает** Порицая речь [тех, кто много говорит], [Иаков] из-за нее обвиняет язык, как использующийся ею и болтающий о разных пустых вещах. Поскольку же они именно в этом теле присутствуют, следовательно, то же самое надлежит мыслить и обо всем теле. //**Краткое изложение послания Иакова.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает** Язык много делает, если им хорошо управляет душа, как у Соломона, обладавшего даром разумения, но при этом имевшего кормило. Однако когда язык плохо обуздан, он влечет своего хозяина к великой погибели. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Особенно он **производит** большую награду, если был разумно направлен по желанию души кормчего, согласно сказанному Соломоном: //кто имеет разумение, тот будет управлять// ([[old:pr:01:05|Притч. 1:5]]). Если же он был направлен худо, то, наоборот, **производит** большое зло на погибель себе и ближним. Потому Соломон и сказал: //смерть и жизнь – во власти языка// ([[old:pr:18:start|Притч. 18]]– СП; 18– Vlg.). Язык **производит** жизнь, если наставляет Церковь во благо, и наоборот, **производит** смерть, если причиняет Церкви вред. Поэтому апостол говорит это против тех, которые брались учить [других], не имея ни [добродетельной] жизни, ни знаний, и эти причиняли большой вред Церкви. Если мы будем читать этот стих, как его содержат некоторые кодексы, со словами: **а много хвастается**, то в этом случае под **хвастовством** следует, конечно, понимать то, о чём апостол сказал далее, когда перечислил грехи, происходящие от языка: //вы же теперь хвастаетесь в своей самонадеянности. Всякое такое хвастовство есть зло// ([[new:iak:04:16|Иак. 4:16]]). Удерживаться от этого призывает нас и мать блаженного [пророка] Самуила, говоря в молитве: //не умножайте речей надменных в гордыне// ([[old:1ts:02:03|1 Цар. 2:3]]). Итак, **много хвастается** тот язык, который, презирая слова и мнения других, восхваляет исключительно свой ум и красноречие. **Вот какой огонь какой большой лес зажигает**. Апостол говорит **какой** [**огонь**], подразумевая **какой небольшой**. Так говорят даже [некоторые] кодексы: **вот небольшой огонь**. Ведь подобно тому, как небольшая искра, оторвавшись от пламени, часто зажигает большой лес, так и невоздержанность языка, вскормленная собственными шутками, приносит погибель, как только коснётся большого леса добрых дел и обильных плодов духовной жизни. И кроме того, она истребляет большей частью те бесчисленные словесные листья, которые прежде казались самыми лучшими. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны** Продолжается изображение в сильных образных выражениях гибельных действий необузданности языка. Вред и разрушительное вообще действие грехов языка уподобляется огромному пожару, начинающемуся от малой искры. Характер или природа этого пожара обозначен гиперболическим выражением "o kosmoV thV adikiaV, **мир неправды"** (не точны здесь слав. и русск. переводы: "//лепота//" или "//прикраса//" неправды), т. е. неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие oт злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия. Пожар зла и гибели, зажигаемый необузданностью языка, воспламеняет, опаляет и сожигает огнем страстей весь круг жизни человеческой ("колесо бытия, рождения", ton trocon thV genesewV), будучи в свою очередь не более, как орудием огня геенского и диавола. [<10>]