[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:1 ====== ===== Сщмч. Дионисий Александрийский ===== **Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших** Изречение: **откуду брани и свары в вас?..** - показывает, что хотя и составляются у них витиеватые поучительные речи, однако все они люди плотские и находятся в самом тяжком состоянии. Это же осуждает и Павел: //идеже бо в вас//, говорит он, (//зависти и//) //рвения и распри, не плотстии ли есте?// [[new:1kor:03:03|(I Kop. III, 3)]]. У кого достаточно земли, тот, увидев, что поле соседа больше, старается увеличить свое, а равно и дом свой сделать выше. //**Фрагменты с толкованиями на послание Иакова.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Откуду брани и свары в вас? не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших** Этими словами показывает брат Божий, по Феофилакту и Икумению, что имеющие земную и плотскую и бесовскую премудрость, есть лжеучителя, хотя и показывают, что они добродетельны и духовны, однако на самом деле являются плотскими и страстными. Из-за этого вражды и распри поднимают против своих братьев, по Митрофану. Почему? Чтобы исполнить сласти и пожелания своего тела, или ради услаждающих трапез, о них же Павел сказал «//таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву//» [[new:rim:16:18|(Рим. 16:18)]], или чтобы приобрести имения и стяжания, или чтобы иметь светлые домы и прочее подобное, что им внушает дьявол желая погубить их. Сии желая всех этих сластей и услаждений, не получая же их, погружаются окаянные в зависть, вражду и памятозлобие, так, что ищут умертвить своих братьев, чтобы забрать их имущество, иные же ради женщин, а иные ради богатства. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Откуду брани и свары в вас? не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших?** - Апостол показывает, что хотя упомянутые люди присваивают себе звание учителей, однако они совершенно плотские. Они делают много весьма противного, изобретают себе удовольствия: одни ищут пышного стола, что осуждает и Павел, говоря, что такие люди служат не Господу, а своему чреву [[new:rim:16:18|(Рим. 16, 18)]]; другие желают приобрести поместья; иные - богатых домов; иной еще иного, что внушает им лукавый, старающийся лишить их спасения. ===== Андрей Монах ===== **Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших** Апостол показывает, что они не представляют себе учительное слово, поскольку они все плотские и совершают тяжкие [грехи]. //**Фрагменты.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших** Вожделения воюют в членах ваших, когда ваши руки, или язык, или другие какие части тела невоздержно повинуются тому, что нашептывает им бесстыдный разум, о чем и писал Иаков в первой части своего послания: //Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью// [[new:iak:01:14|(Иак. 1:14)]]. Но возможно также, что здесь имеются в виду вожделения земных благ, указывающих на блага небесные: уважение, честь, достоинство. По этой и множеству других причин в нас часто ведутся битвы между злом и добром. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- То есть, от ревности и соперничества, против которых говорил апостол. Поэтому и здесь для более обстоятельного объяснения он добавляет: **от вожделений ваших, воюющих в членах ваших**. Вожделения воюют в членах, когда руки, или язык, или другие члены [тела] неудержимо следуют тому худому, что внушает нечестивый ум. Об этом говорил апостол в начале Послания: //но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью// ([[new:iak:01:14|Иак. 1:14]]). А под вожделениями в этом стихе можно понимать земные блага, то есть, жажду власти, богатства, почестей, званий. Ведь из-за этого и подобного между злыми начинаются бесчисленные битвы и ссоры. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших** В полную противоположность небесной мудрости и плодам ее - правде и миру [[new:iak:03:17|(III:17-18)]], св. Апостол строго и в сильном возбуждении духа обличает теперь в читателях господство земной, плотской мудрости, первыми признаками которой являются брани или вражды (polemoi) и свары или распри (macai) среди них. "Войны" и "сражения" (таков буквальный смысл греческих терминов, взятых Апостолом для изображения нравственного состояния читателей) здесь, несомненно, имеют переносный смысл: отнюдь нельзя здесь видеть (вместе с Лянге) войны и сражений иудеев против римлян, так как послание Апостола Иакова написано ранее роковой для иудеев войны с римлянами (66-70 гг. по Р. X.). Как показывает дальнейшая речь Апостола (ст. 2-3 и далее, [[new:iak:04:13|IV:13-17]] и [[new:iak:05:01|V:1-6)]], предметом обличения его служат главным образом столкновения на почве корыстолюбия и вообще неумеренной привязанности к миру и его благам. Поставив в первой половине ст. 1-го вопрос: откуда происходят среди читателей этого рода столкновения, жажда и распри, Апостол во второй половине стиха дает и ответ о причине или источнике враждебных столкновений, указывая - в вопросной же форме, - ту же истину, которую высказал еще в гл. I, ст. 14-15, - что корень внутреннего разлада в человеке составляют его похоти, страсть к наслаждениям - hdonai, греховные вожделения, имеющие органом своего проявления телесные члены. Люди "изобретают себе удовольствия, одни ищут пышного стола, что осуждает и Павел, говоря, что такие люди служат не Господу, а своему чреву [[new:rim:16:18|(Рим 16:18)]], другие желают приобрести поместья; иные - богатых домов; иной еще иного, что внушает им лукавый, старающийся лишить их спасения" (блаж. Феофил). "Тот внутренний разлад в человеке, о чем говорит здесь св. Апостол, лучше всего надо представлять, как чисто внутреннюю вражду между плотью и духом, сластьми и умом. Здесь причина внешних столкновений. Плоть тянет к земле, дух - к небу; между ними происходит борьба, оканчивающаяся часто печально для духа, и отсюда проистекают и столкновения внешние из-за земных интересов и наживы" (еп. Георгий). [<10>]