[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:6 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** За гордостью следует низложение, а за низложением – прославление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать и, все соразмеряя праведно, воздает за противное – противным. //**Против императора Юлиана (Слово 4).**// ===== Свт. Василий Великий ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Как узнается гордый и чем врачуется? Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. //**Правила кратко изложенные.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Будь смиренен, чтобы в тебе успокоился Бог, <...> Бог в тебе хочет обитать. //**Проповеди.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** **Гордым противится Бог**, потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему, прими во внимание, каково это – иметь Бога противоборцем, а соучастником – исконного мятежника. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Если всякая добродетель творится душой и телом, душа же и тело, коими, как я сказал, совершается всякая добродетель, суть творение Божие; то не крайне ли сумасбродствуем мы, когда величаемся и тщеславимся чуждыми украшениями души и тела? И не тем ли это паче, что, опираясь на гордость, как на тростниковую трость, мы восставляем против себя беспредельного величием Бога, таким крайним беззаконием своим и безумием привлекая на главу свою страшнейшее Его неблаговоление; ибо **«Господь гордым противится»** [[new:iak:04:06|(Иак. 4:6)]]. Вместо того, чтобы подражать Господу в смирении, мы своим тщеславным и гордостным мудрованием вступаем в содружество с неистовым врагом Господа, гордым дьяволом. Посему-то Апостол говорит: //«что же имати, егоже неси приял»// [[new:1kor:04:07|(1 Кор. 4:7)]]? Разве ты сам себя создал? Если же тело и душу, из которых, в которых и чрез которых всякая добродетель бывает, получил ты от Бога, то //«что хвалишися, яко не приемь»// (там же)? Ибо Господь все сие тебе даровал. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** И после этого Он даровал [христианину] по милосердию Своему [дар] покаяния, [проявляющийся] через пост, бдение, обильные молитвы и воздержание от мира, дабы он смог претерпевать унижения, возненавидеть все телесные наслаждения и возлюбить плач более смеха. //**Послания.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** См. Толкование на [[new:iak:04:05#prp_nikodim_svjatogorec|Иак. 4:5]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** См. Толкование на [[new:iak:04:05#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 4:5]] ===== Блаж. Августин ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Дай мне открыто проявляющую себя постоянную воздержность – свободную от этих и любых других такого рода пороков и нравственных изъянов. За нее я боюсь, опасаясь гордыни, за это столь великое благо испытываю страх перед возрастанием самонадеянности. Чем больше ей присуще то, что ей в себе может понравиться, тем больше я боюсь, как бы, угождая себе самой, она не стала неугодной Тому, Кто **гордым противится, а смиренным дает благодать**. //**О святом девстве.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Задирающий голову ненавидит Бога. //**Трактат на Псалмы.**// ===== Климент Александрийский ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать. //**1-е послание к Коринфянам.**// ---- Некоторые из них учат, что брак – это разврат, происходящий от дьявола, и что им самим следует подражать Господу, Который не женился и не имел никакого имущества. Они гордятся тем, что якобы постигли более глубокий смысл Евангелия, недоступный остальным. Говорит же им Писание: **Бог гордым противится, a смиренным дает благодать**. //**Строматы.**// ===== Валериан ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Вот, один из-за любви к смирению приглашается к благодати, другой из-за греха гордости предназначается к наказанию. Следовательно, пусть каждый в отдельности искоренит в себе, если у кого-то увеличилась опухоль высокомерия, чтобы оружие небесной справедливости не обратилось против него. //**Гомилии.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Бог наказывает клятвопреступников, ненасытных любителей наслаждений и прочих грешников, пренебрегающих Его заповедями, но написано, что особым образом Он противится гордым, потому что достойны самого тяжелого наказания те, кто не сомневается в собственной добродетельности, кто, будучи уверен в своей самодостаточности для спасения, отвергает помощь божественной благодати. Напротив, смиренным Он дает благодать, ведь те, кто осознает себя больными грехом и умоляет уврачевать их, по мере желания их получают исцеляющие дары. Следует заметить, что это высказывание о гордых и смиренных блаженный Иаков цитирует по древнему переводу притч Соломоновых, ту же цитату приводит и Петр в своем послании, латинский же перевод восходит к еврейскому тексту и звучит так: //Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать// [[old:pr:03:34|(Притч 3:34)]]. //**О семи Кафолических посланиях.**// ---- Господь даёт бóльшую благодать, чем дружба с миром, ибо земные блага временны. Мир даёт то, что будет со скорбью утрачено, а Господь щедро дарует вечную радость. Далее апостол поясняет, кому Господь щедро дарует такую благодать. Поэтому Он говорит: **Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать**. Воров, клятвопреступников, распутников и других грешников Бог наказывает как презирателей Его заповедей. Но особенно Он противится, как сказано, гордым. Разумеется, более строго наказываются те, кто полагаются на собственные силы, не желают в покаянии подчиниться Божественной власти, отказываются от помощи небесной благодати, как будто они самодостаточны для собственного спасения. **А смиренным Он даёт благодать**. Потому что те, кто, страдая от собственных пороков, предают себя в руки истинного Врача, справедливо получают желанный дар исцеления. Однако следует заметить, что этот стих о гордых и смиренных блаженный Иаков поместил в своём Послании, подобно как и Пётр, заимствовав из древнего перевода (antiquam Translationem) Притчей Соломона. Вместо этого, в нашем издании (in nostra Editione), которое берёт начало из еврейского подлинника (de Hebraica veritate), читается так: //над кощунниками Он надсмехается, а кротким дарует благодать// ([[old:pr:03:34|Прит. 3:34]]). То, что Господь надсмехается над кощунниками, соответствует словам Павла о тех, которые отказавшись принять Господа, пришедшего во имя Отца Своего, примут антихриста, грядущего во имя своё (см. [[new:in:05:43|Ин. 5:43]]): //за то, что они не приняли любви истины, чтобы быть им спасёнными, потому пошлёт им Бог действие заблуждения, чтобы они поверили лжи// ([[new:2sol:02:10|2 Фес. 2:10–]][[new:2sol:02:11|11]]). Он посмеялся над кощунниками, когда терпеливо переносил насмешки иудеев: //если Он Царь Израилев, пусть сойдёт с креста, и мы поверим Ему// ([[new:mf:27:42|Мф. 27:42]]) – вплоть до смерти и погребения, а Своим скорым Воскресением победил их издевательства и саму смерть. **Кротким** же Он **дарует благодать**, потому что Своим смиренным последователям Он дарует [помощь] в совершении добрых дел и вечное блаженство. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Экумений ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** Так что он не без цели сказал, что горделивое презрение Господних догматов и стремление к мирскому творит вражду против Бога. Если же Он гордым противится – а мы имеем обыкновение сопротивляться врагам, – то ясно, что гордые почитаются в числе врагов. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать** См. Толкование на [[new:iak:04:05#lopuxin_ap|Иак. 4:5]] [<10>]