[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:7 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас** Будем же, сколько в наших силах, с помощью Господа сопротивляться этому самому тяжелому пленению души [дьяволом]. //**Проповеди.**// ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас** Всякий согрешает от того, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас же противоречием. Ибо сказано: //противостаньте дьяволу, и убежит от вас//. //**Собеседования.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас** После вышесказанного следует и настоящее изречение. Поскольку уже было сказано, что Бог противится гордым, даёт же благодать смиренным, поэтому здесь говорит, что повинитесь Богу христиане. Поэтому-то и царь Антиох, поняв от страданий, что праведно есть, повиноваться Богу говорил: «//праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде//» [[old:2mak:09:12|(2Мак. 9:12)]]. И Давид всё время напоминал своей душе, сие повиновение говоря: «//Обаче Богови повинися, душе моя//» [[old:ps:061:06|(Пс. 61:6)]]. Приняв же благодать и силу, которую даёт Бог смиренным и повинующимся, с ней и противостаньте мужественно дьяволу, когда тот внушает вам постыдные, лукавые и хульные помыслы. И без сомнения убежит от вас в страхе, потому что, во-первых, боится благодати и силы святого Крещения, которая дана, чтобы попирать того, и всю его силу, как написано «//Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию; и ничесоже вас вредит//» [[new:lk:10:19|(Лк. 10:19)]], и во-вторых, боится мужества вашего и великодушия, владычествующего и самодержавного помысла, который показываете против того, вменяюще его как пса, и презирающе подобно комара. В этом вас с одной стороны, ободряет на брань Соломон, говоря, что никакое зло не устоит перед божественной мудростью, и никакое лукавство не противостанет имеющему её христианину, с другой же, блаженный Павел говоря: «//облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диволским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным//» [51]. ---- [51] Отмечаем что, то что здесь говорит святой Иаков: «**противитеся же диаволу, и бежит от вас**», тоже самое, что говорит Павел: «//ниже дадите место диаволу//» [[new:ef:04:27|(Еф. 4:27)]], и это значит, что когда дьявол приносит вам постыдные, лукавые и хульные помыслы, противостойте и противоборствуйте ему и не давайте ему места, т.е. не оставляйте чтобы в ваше сердце входил враг, сочетанием и сосложением помыслов. Как же человек может противостоять дьяволу? Или как дьявол может бежать от него? Если навыкнет всегда поучаться в своём сердце, краткой молитве: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя», как учат божественные Отцы, называемые Отцами трезвения. Потому что, святое и страшное имя Иисусово, произносимое, становится как секира и бич, которая бьёт дьявола и изгоняет сущих с ним демонов из сердца. Как сказал Иоанн Лествичник: «Бей супостатов именем Иисусовым». //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас** Как у нас извращен порядок нравственной жизни! Мы повинуемся тому, кому следовало бы противиться всею силою души, и противимся иногда всеми силами Тому, Кому мы обязаны совершенным повиновением. Творец наш имеет неотъемлемое и неоспоримое право на наше совершенное Ему повиновение как Виновник нашей жизни и нашего благополучия; и пусть бы еще это повиновение было для нас тягостно, мучительно, как повиновение рабов жестокому господину; пусть бы от этого повиновения получал хоть какую-нибудь выгоду Господь наш с ущербом наших выгод, нашего благосостояния. Но этого никто не может сказать: искреннее повиновение Господу легко и животворно, как повиновение добрых, нежных детей нежнейшим родителям; Господь, Который Сам дает всем живот и дыхание и все, ничего не приобретает от нашего повиновения Ему; мы не только не теряем ничего, детски повинуясь Ему, – напротив, приобретаем все. Как добрые родители не отказывают ни в чем своим добрым и послушным детям, так Отец Небесный, //Отец милосердия и Бог всякого утешения// [[new:2kor:01:03|(2Кор. 1:3)]], ничего не жалеет для послушных чад Своих: Он дарует им любовь Свою, которая дороже и приятнее всего на свете, дарует мир их душе, который превыше всякого ума [[new:fil:04:07|(Флп. 4:7)]], и животворную радость, которой никто не может отнять у них и которая служит залогом будущих нескончаемых радостей в светлых обителях на небе. Не гораздо ли лучше поэтому взять твердое намерение повиноваться Богу во всем, а диаволу непременно и всеми силами, до крови, противиться как твари, притом враждебной Богу, которая не имеет решительно никакого права на наше повиновение ей, которой, напротив, как падшей и находящейся в непримиримой вражде с Богом, мы обязаны при самом рождении, в таинстве крещения, противиться всеми мерами. Будем же противиться ему во всем – и он убежит от нас. Если мы в постоянном плену у него, если он постоянно находится при нас, то оттого именно, что мы нисколько не противимся ему. А сколько у нас прекрасных средств к обороне от него: сладчайшее и всесильное имя Господа Иисуса, Его Животворящий Крест составляют ужас и страшный бич для диавола и его аггелов; надобно только с сознанием и верою произносить почаще краткую молитву ко Господу: Господи, помилуй и спаси мя, – и делать на себе изображение Животворящего Его Креста. **//Дневник. Том I. 1856.//** ---- Употребляй всегда усилия стать выше козней диавольских – и он убежит от тебя, видя твое сопротивление. А то ты пугаешься, и сам бежишь, когда следовало бы бежать ему. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- Как противиться невидимому духу? Невидимый действует ощутительно в нашем сердце – и мы знаем, когда он действует. Когда палит тебя внутренняя, мучительная страсть, противься ей, противопоставляй ей веру и любовь, не поддавайся ей ни одною мыслию – и ты будешь противиться диаволу, и он убежит от тебя, и после тесноты тебе будет вдруг легко, и увидишь ясно, что диавол бежал от тебя. **Противитеся же диаволу, и бежит от вас**; то есть, когда он склоняет тебя к ненависти, то больше возлюби того, кого ненавидеть склоняет; если к зависти – желай больше добра; если к скупости – будь больше щедр; если к осуждению – старайся найти добрую сторону в человеке и похвали его, и так противься всякому греху. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-10 **Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится вам; очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование; смиритеся пред Господем, и вознесет вы** Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить однообразно, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей, и не живут в доме Господнем единомысленно, //ибо Бог вселяет единомысленныя в дом// [[old:ps:067:07|(Пс. 67:7)]]. А что и жизнь называется душою, это видно из слов пророка: //кожу за кожу, и вся, елика имать человек, даст за душу свою, то есть за жизнь//[[old:iov:02:04| (Иов. 2:4)]]. ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 7-8 **Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные** милосердием, избавляя вас от бед. Ведь каждый удалён от Бога не расстоянием, но расположением души. Поэтому тот, кто усердствует в добродетели, и тот, кто валяется в грязи пороков, напоминают разное местоположение на земле: один – близок к Богу, другой – далёк от Него. И Псалмопевец говорит: //близок Господь ко всем призывающим Его в истине// (ср. [[old:ps:144:18|Пс. 144: 18]]). А с другой стороны: //далеко от грешников спасение// ([[old:ps:118:155|Пс. 118:155]]). Особенно то спасение, о котором мы поём: //Господь – просвещение моё и спасение моё! Кого мне бояться?// ([[old:ps:026:01|Пс. 26:1]]). И Сам Господь, когда призывал нас приблизиться к Нему, говоря: //придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас// ([[new:mf:11:28|Мф. 11:28]]), показал, что это следует сделать не ногами, но делами. Поэтому Он добавил: //возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем// ([[new:mf:11:29|Мф. 11:29]]). **Очистите руки, грешники, омойте сердца, двоедушные**. Воистину, мы приближаемся ко Господу, когда имеем чистые поступки и сердечную простоту. Сказано: //у кого невинные руки и чистое сердце, тот получит благословение от Господа, и милость// [//от Бога – Спасителя своего//] (ср. [[old:ps:023:04|Пс. 23:4]]). Воистину, Господь приближается к нам, когда подаёт нам, ищущим [Его] в простоте [сердца] (ср. [[old:prs:01:01|Прем. 1:1]]), дары Своей милости. //Святой же Дух научения убежит от лукавого, и удалится от помышлений неразумных// ([[old:prs:01:05|Прем. 1:5]]). //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Андрей Монах ===== **Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас** Если завистью дьявола смерть вошла в мир, и во внутреннего человека вселился Христос, по Писаниям, то вселился Он ради того, чтобы уничтожить смерть, появившуюся в результате зависти, и сделать не только это, но и даровать нам большую благодать: //Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком// [[new:in:10:10|(Ин. 10:10)]]. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные** Из доказанной истины, что дружба с миром есть вражда против Бога и влечет за собою лишение величайших и непреходящих благ, св. Апостол делает нравоучительные выводы - наставления нравственного свойства, обращенные к читателям: коль скоро в Боге и единении с Ним заключается величайшее благо, Апостол советует читателям, отложив гордость, покориться Богу, а вместе с тем сопротивляться противоположному, злому началу - диаволу (ὑποτάγητε τω̨̃ θεω̨̃, ἀντίστητε τω̨̃ διαβόλω̨). Покорность Богу есть столь великая сила (ср.[[new:mf:04:01| Мф 4:1-10)]], что диавол легко побеждается ею и обращается в бегство (φεύξεται). По мере отступления диавола от человека приближается к нему Бог; но необходимо, чтобы и сам деятельно, сознательно стремился к приближению к Богу: **"приближьтесь к Богу, и приближится к вам"** (ст. 8а). Сходства приближения к Богу - внешние и внутренние: внешним образом совершается это приближение через очищение рук (καθαρίσατε χει̃ρας), т. е. через удаление всех греховных и оскверняющих человека дел и приобретение чистоты действий (образ взят от левитских ритуальных очищений, символизировавших духовно-нравственное очищение человека, ср. [[old:ps:017:21|Пс. 17:21;]] [[old:is:01:15|Ис. 1:15-16]]). Другое средство - очищение сердца (ἁγνίσατε καρδίας) - имеет более внутренний, более глубокий смысл, поскольку сердце - источник и средоточие всей внутренней жизни человека [[new:mf:15:19|(Мф. 15:19),]] и очищение сердца есть очищение всего человека[[old:ps:050:12| (Пс. 50:12,]] [[old:ps:050:19|19)]]. Апостол требует, чтобы грешники, оскверненные разными неправедными делами, и двоедушные, колеблющиеся между привязанностью к Богу и любовью к миру, достигали полной чистоты и во внешних действиях, и во внутренних расположениях. **//Толковая Библия.//** [<10>]