[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:14 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **иже не весте, что утре случится** Этим словом брат Божий порицает говорящих безумные слова, о них же выше уже было сказано, у которых настолько отсутствует естественное ведение, что они даже не знают, что может породить завтрашний день, как говорит Приточник: «//Не хвалися о утрии, не веси бо, что родит (день) находяй//» [[old:pr:27:01|(Притч. 27:1)]], и ещё: «//Не рцы: отшед возвратися, и заутра дам, сильну ти сущу благотворити; не веси бо, что породит день находяй//» [[old:pr:03:28|(Притч. 3:28)]]. Говорит же и в книге праведного Иова, божественное Писание, порицая неведение людей «//вчерашни бо есмы и не вемы//» [[old:iov:08:09|(Иов 8:9)]]. И Екклесиаст говорит: «//Яко убо не разуме человек времене своего; якоже рыбы уловляемы во мрежи зле, и аки птицы уловляемы в сети; якоже сия, уловляются сынове человечестии во время лукаво, егда нападет на ня внезапу//» [[old:ekl:09:12|(Еккл. 9:12)]]. **кая бо жизнь ваша, пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает** Пар, по святому Феофилакту, есть некий состав воздуха, испаряющийся от влажности или от жара огня, малейшее вещество имеющий, т.е. имеющий сильную тонкость и поэтому быстро исчезающий в воздухе. Этому-то пару, уподобил жизнь человеческую святой Иаков. Укоряет же христиан, о которых было сказано выше, говорящих неразумные слова, по святому Митрофану, и так говорит к ним: христиане, братья, если вы не знаете, что принесёт вам завтрашний день, по естественному неведению, вашему, и если не имеете уверенности в себе, что доживёте до завтра, по причине быстроты и краткости жизни, которая подобна, легко исчезающему пару, зачем же вам мечтать, вашим умом о летах многих? Зачем же вам грезить о приобретении многой прибыли и торговле? Не помышляете ли вы, неразумные, что внезапно может к вам придти смерть? Не думаете ли вы о искушениях и бедствиях, которые могут вас встретить и от которых силен избавить только Сам Вседержитель Господь? Который через пророка Осию говорит «//спасающаго несть разве Мене//» [[old:os:13:04|(Ос. 13:4)]]. Зачем же вы оставляете Промысл Божий и стараетесь своими силами насладиться прибытками, коих желаете? Согласно со святым Иаковом, и Ветхое Писание укоряет, это легко исчезающее, человеческой жизни. У и Иова говорится: «//сень бо есть наше житие на земли//» [[old:iov:08:09|(Иов 8:9)]]. И ещё: «//Человек бо рожден от жены малолетен и исполнь гнева; или якоже цвет процветый отпаде, отбеже же яко сень, и не постоит//» ([[old:iov:14:01|Иов 14:1]]-2). И паки: «//живущих же в бренных храминах (т.е. в телах), от нихже и мы сами от тогожде брения есмы, порази, якоже молие, и от утра даже до вечера к тому не суть; зане не могоша себе помощи, погибоша//» ([[old:iov:04:19|Иов 4:19]]-20). У Исаии же, так пишется: «//дхну на них ветр, и изсхоша, и буря аки стеблие возмет их//» [[old:is:40:24|(Ис. 40:24)]]. Пророк же Давид, показывая суетное жизни, устыждает нас, потому что весь труд наш, расточается на суету, говорит: «//Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется//» [[old:ps:038:07|(Пс. 38:7)]], т.е. как бы, не для существующего, трудится несчастный человек, имея некое непостоянное подобие образа, а не действительно существующие вещи, по толкованию святого Феофилакта и Икумения. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий** Жизнь наша в руках Божиих: мы не можем расчислить наверное, будем ли живы завтра. Мы – слабое и мимолетное творение; наша жизнь как пар, на короткое время являющийся и потом исчезающий. Какое побуждение к тому, чтобы всякою минутою жизни пользоваться благоразумно, //дорожа временем// [[new:ef:05:16|(Еф. 5:16)]], по апостолу. **//Дневник. Том I. 1856.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иже не весте, что утре случится.** - Показывает суетность нашей жизни и пристыждает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на привременное зло. То же и Давид говорит: //убо образом ходит человек, обаче всуе мятется// [[old:ps:038:07|(Пс. 38, 7)]], то есть суетится над тем, что не существует, а представляется как бы в призраке, или над тем, что не самостоятельно, но составляет как бы подобие и изображение истинно преуспевающей жизни. Ст. 14-15 **Кая бо жизнь ваша? пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим cue или оно.** - Пар есть мрачный состав, происходящий от сильного жара и влажности и имеющий самое краткое бытие, ибо по причине крайней тонкости скоро изчезает от соприкосновения с окружающим, вступая в оное и разлагаясь, подобно тому как небольшая часть влаги в воду. Вот чему уподобил апостол жизнь нашу, и весьма прилично. Прервав на половине речь этим сравнением, он опять возвращается к ней и продолжает ее. Вот связь ее: "теперь послушайте вы, говорящие: "Сего дня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль"; между тем вам следовало бы говорить: "Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"". ===== Блаж. Августин ===== **вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий** Ничтожность здоровья стало быть, то, что на время этому человеку вернули телесное здоровье, означает, что этому **пару** дали некоторую отсрочку. Итак, не следует считать это чем-то значительным: человеческое здоровье ничтожно. //**Проповеди**// ===== Беда Достопочтенный ===== **вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий** См. Толкование на [[new:iak:02:02#beda_dostopochtennyj|Иак. 4:13]] ===== Экумений ===== **вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий** Иаков показывает суетность и ничтожность нашей жизни и пристыжает нас, что ради этого мы проводим все время нашей жизни, и весь наш труд оканчивается повседневными бедами и исчезновением из бытия. //**Комментарий на Кафолическое Послание Иакова**// ===== Лопухин А.П. ===== **вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий** См. Толкование на [[new:iak:04:13#lopuxin_ap|Иак. 4:13]] [<10>]