[<10>] ====== Толкования на Иак. 4:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"** [Апостол] не отбирает [нашу] свободу, но он показывает, что не все зависит от нас, но мы нуждаемся и в благодати свыше. Ведь необходимо, чтобы наше желание и устремление полагалось бы не только на собственные наши труды, но и на Божие человеколюбие. Как было сказано в другом месте: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною [[new:1kor:15:10|(1 Кор 15:10)]]. //**Фрагменты.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 15-16 **Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно; ныне же хвалитеся в гордынех ваших; всяка хвала такова зла есть** Поскольку выше показал святой Иаков, неразумными тех христиан, которые говорят, что отправятся в такой-то город и будут торговать надеясь на собственные силы, здесь советует, что бы подобало им говорить, т.е. вместо «//днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение//», должно говорить «**аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно**». Такой выстраивается смысл всех этих фраз. А выражение «//иже не весте, что утре случится; кая бо жизнь ваша, яже вмале является, потом же исчезает//» имеет промежуточный смысл, по Феофилакту и Икумению. Так подобало бы братья мои христиане, вам говорить, и сначала класть в основание волю Божию, и «**аще Господь восхощет**», затем же, говорите о том деле, которое имеете сотворить[58]. Потому что, без воли и Промысла Божиего, никакое доброе дело не может, ни начать, ни закончить человек. Поэтому и Исаия сказал «//Еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю?//» [[old:is:10:15|(Ис. 10:15)]]. Согласно же с Исаией, говорит и книга Иова: «//Еда произничет рогоз без воды, или растет ситник без напаяния? еще сущу на корени, и не пожнется ли? прежде напаяния всякое былие не изсыхает ли? тако убо будут последняя всех забывающих Господа//» ([[old:iov:08:11|Иов 8:11]]-13). Этими словами осуждает божественное Писание, тех людей, которые думают достигнуть чего-то доброго без божественной воли и помощи. Поэтому и брат Божий осуждает здесь оставляющих помощь Божию и хвалящихся в возношениях своих, и говорит: «**ныне же хвалитеся в гордынех ваших**». И праведно назвал их гордящимися, потому что, по святому Феофилакту и Икумению, гордящийся происходит от слова «в блуждании» или «в помешательстве», что значит живущий в обольщении. И гордыня, есть занятие несуществующими вещами. Прельщённые же, и занятые несуществующим, есть те христиане, которые возлагают свои дела и занятия, не на волю и силу Божию, но на собственные силы и разум. И не слышат они неразумные Соломона, который говорит: «//Не буди мудр о себе//» [[old:pr:03:07|(Притч. 3:7)]], и апостола Павла, который низлагает такое высокомерие и бахвальство, тех, которые думают, что имеют всё ведение и правильный образ мысли, говоря: «//Аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети//» [[new:1kor:08:02|(1Кор. 8:2)]], поэтому далее говорит божественный Иаков, что всякая такая похвала, зла и лукава. Прибавил же «**такова хвала**», поскольку есть и хорошая похвала, о которой сказала пророчица Анна: «//о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли//» [[old:1ts:02:10|(1Цар. 2:10)]], и Павел сказал: «//хваляйся, о Господе да хвалится//» [[new:1kor:01:31|(1Кор. 1:31)]]. ---- [58] Так и апостол Павел писал к Евреям: «//И сие сотворим, аще Бог повелит//» [[new:evr:06:03|(Евр. 6:3)]], и к Римлянам пишет: «//аще убо когда поспешен буду волею Божиею//» [[new:rim:01:10|(Рим. 1:10)]], и об Аполлосе писал к Коринфянам, что просил его прийти в Коринф, но не было воли Божией ему прийти: «//и всяко не бе воля//» [[new:1kor:16:12|(1Кор. 16:12)]], во всяком случае, апостол всегда ищет в первую очередь волю Божию, в каждом деле и предприятии, ему же должны подражать все Христиане, в каждом деле, которое делают, или в каждом слове, которое хотят сказать. Подобает же говорить и так: «если есть воля Божия, сотворю дело сие! если хочет Бог скажу это слово». //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"** См. Толкование на [[new:iak:04:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|Иак. 4:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"** См. Толкование на [[new:iak:04:13#lopuxin_ap|Иак. 4:13]] ===== Митр. Афанасий (Николау) ===== **Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"** Именно Божье присутствие дает нам надежду на жизнь. Все делаем, подвизаемся, живем сегодняшним днем, сегодня, //хлеб наш насущный даждь нам днесь//! Проживай богоугодно сегодняшний день, насколько можно красивее, лучше, радостнее, более благословенно с Божьей помощью. Оставь завтрашний, он не принадлежит нам, а принадлежит Богу, также и вчерашний день, он прошел и все. Смотри на сегодняшний день. «**Если даст Господь и будем живы, то сделаем то и то**». Так говорите: «С божьей помощью, если Бог даст, я сделаю то и то». Вы знаете, какую надежду это дает нашему сердцу? Во-первых, снимает с нас стресс, который разъедает нас, что мы непременно должны сделать определенные вещи, и горе нам, если их не сделаем! Но делайте то, что можете, что-то человеческое, если получится, хорошо, если не получится, тоже хорошо. Мир не погибнет, ничего существенного не произошло. Не привязывайтесь к этим вещам, они проходящие, временные, и не тратьте свое время на суету. Если можешь сделать что-то определенное, сделай это. Ты это сделал? Благодари Бога, что ты это сделал, чтобы обрадоваться, что сделал что-то хорошее и полезное для тебя и для твоей семьи. Ты не сделал этого? Не смог сделать? Будь благословен! Оставь это в Божьих руках. Полное доверие к Богу снимает с нас стресс, который разъедает даже маленьких детей, и у них есть стресс. А Богу будет это угодно? Поставь этот вопросительный знак. Но мы часто говорим: Нет! Необходимо это сделать любой ценой!Ну откуда мы знаем, что это должно произойти? Почему это должно произойти? И если бы все произошло, чего мы хотим? Вы знаете, наша жизнь настолько изменчива и не всегда все зависит от нас, потому что если человек будет добиваться, чтобы все происходило так, как он хочет, он может легко разрушить свою жизнь. Хорошо, что-то происходит так, как мы хотим, но другое-то нет. Тогда почему мы разрушаем свою жизнь с таким рвением? Примите настоящую реальность, примите вещи, как они есть. //**Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие.**// [<10>]