[<10>] ====== Толкования на Иак. 5:2 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 2-3 **Богатство ваше изгни, и ризы вашя молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет, и снесть плоти вашя аки огнь; егоже снискасте в последния дни** Чтобы никто из богатых не сказал: о, блаженне Иакове, зачем принуждаешь нас к плачу, принявших богатство от Бога, по Екклесиасту: «//ибо всякому человеку, емуже дал есть Бог богатство и имения//» [[old:ekl:05:18|(Еккл. 5:18)]]. Может богатство есть зло, и богатые достойны плача? Если бы это было так, то виновником зла был бы Бог, подающий богатство. Отвечая на это, брат Божий говорит: не думайте, о, богатые, что я злом называю богатство, и что богатство само по себе ходатайствует мучения, для имеющих его. Нет! Но злое употребление богатства, вот что, делает богатство злом. Потому что, о, богатый, не дал тебе Бог разные одежды, чтобы ты оставлял их в сундуках и чтобы их поедала моль, но чтобы ты одевал ими нагих братьев твоих, и не дал тебе Бог золото и серебро, чтобы их поедала ржавчина от многих лет и превращала всё это в ничто, но Он дал тебе, чтобы ты разделял для бедных и имеющих нужду. Поэтому хорошо сказал премудрый Сирах: «//Добро есть богатство, в немже несть греха, и зла есть нищета во устех нечестивого//» [[old:prsir:13:30|(Сир. 13:30)]]. И ещё: «//Мужеви скупому не лепо есть богатство, и человеку завидливу на что имение?//» [[old:prsir:14:03|(Сир. 14:3)]]. И Соломон: «//Вскую бяше имение безумному?//» [[old:pr:17:16|(Притч. 17:16)]], показывают же этими словами, сии премудрые, что ни богатство, ни нищета сами по себе, не могут считаться злом, но злое или доброе употребление и свободное произволение человека, сие производит добро или зло. Итак, поскольку вы, говорит, богатые не употребили ваше богатство во благо, чтобы раздать бедным, то плачьте и рыдайте, воспоминая мучения, грядущие на вас, за сребролюбие ваше и жестокосердие. Потому что, гнилость одежд и ржавчина серебра, всё это как одушевлённое и словесное, предстанет перед вами в день суда, во свидетельство вашего немилосердного мудрования. И богатство, которое вы собрали, не давая милостыни, оно съест вашу плоть в последний день суда, как некий огонь, который вы сами собрали на главу вашу. Тогда много будете вы раскаиваться, без всякой пользы, потому что не собирали богатство на небесах через милостыню, но собирали его только себе, для наказания и огня негасимого и мучений. Поэтому и Господь воспрепятствовал чтобы собирали христиане сокровища на земле, но на небесах: «//Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля (т.е. ржавчина) тлит, и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут//» ([[new:mf:06:19|Матф. 6:19]]-20). Пишет же и апостол Павел к Тимофею следующее: «//Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати,... но... благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь//» ([[new:1tim:06:17|1Тим. 6:17]]-19). //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 2-3 **Богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет и снесть плоти ваша аки огнь; егоже снискасте в последния дни.** - Гниение богатства, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, то есть в пришествие Господне, богатство ваше окажется как бы огнем, собранным на погибель вашу, что и испытал богач, упоминаемый в Евангелии.// Аки огнь; егоже снискасте в последния дни// - это нужно соединить со словами// богатство ваше//, чтобы речь имела такой вид: "богатство ваше, которое вы собрали, как огонь, и на земле тратили на удовольствия и расточали". ===== Беда Достопочтенный ===== Ст. 2-3 **Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни** В числе мучений нечестивых и жестоких богачей [будет] не только видимый геенский огонь, но и сама память о сгнившем и бесполезном богатстве, которым они могли бы с лёгкостью искупить свои злые дела. Воспоминание будет доставлять немалые мучения до Суда – их душам, а после воскресения – ещё и телам, тем, что они будут в сильном гневе на самих себя за то, что прежде не пожелали загладить свои преступления милостыней. Наконец, ржавчина на деньгах остаётся свидетельством злых дел богача, одевавшегося в порфиру. Для него она стала причиной умножения мучений, когда он услышал укор Авраама: //чадо, вспомни, что ты получил доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое// ([[new:lk:16:25|Лк. 16:25]]). Под именем плоти можно также понимать плотские утехи, которые ржавчина на деньгах поедает словно огонь. Между тем, развратную душу извне мучает свирепое пламя, а изнутри не меньше терзает скорбь, обвиняя в собственной скупости. Поэтому в этой жизни часто случается, что некоторые лишаются богатства, которое они использовали во зло. Потеряв состояние, они поздно начинают сокрушаться о том, что оно оказалось для них бесполезным. И лишь тогда они начинают жалеть о том, что не подавали нуждающимся, когда сами вынуждены просить подаяния из-за внезапно наступившей бедности. **Вы накопили для себя гнев в последние дни**. Ибо презрев нагих и голодных бедняков, вы с удовольствием копили себе богатство, не замечая, что уже накопили для самих себя гнев неподкупного Судьи. Даже если гнев ещё не открылся, он остаётся неизбежным в последние дни, когда наступит окончание времён. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни** Применительно к главному пороку обличаемых богачей, бедствия их изображаются под образом гибели богатств и всякого рода вещественных благ. "Гниение богатств, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, т. е. в пришествие Христово, богатство ваше скажется как бы огнем, собранным на погибель вашу" (блаж. Феофил.). Подобно древним библейским пророкам, Апостол будущий суд над богачами и их имением представляет, как уже происшедший (perfectum propheticum). После перечисления отдельных видов имущества богачей наряду с общим названием богатства, Апостол делает [[new:iak:05:03|(ст. 3)]] выразительное указание на совершенную бесполезность и крайнюю тщету накопления богатств ввиду наступления последних дней, т. е. приближения пришествия Христова. **//Толковая Библия.//** [<10>]