[<10>] ====== Толкования на Иак. 5:13 ====== ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет; благодушствует ли кто? да поет** И этими словами, утешает божественный Иаков, скорбящих христиан, от каждого вида скорби и искушения. Злостраданием назвал обще и всецело, каждую скорбь последующую, сколько телу, столько и душе. Поскольку эти злострадания и скорби, может человек изгнать от себя, прилежной и горячей молитвой к Богу, и через молитву ходатайствует он великое утешение в душу, «//Помянух Бога и возвеселихся//» [[old:ps:076:04|(Пс. 76:4)]]. Но чтобы не сказал какой христианин, что не имеет скорби и злострадания, и поэтому не нуждается в молитве, освобождающей его от горечи, то к таковому обращается брат Божий говоря «**благодушствует ли кто? да поет**», как бы говоря, брат христианин, если ты не имеешь никакого злострадания или скорби тела и души, но здравствуешь и в обоих имеешь крепость, и по видимому имеешь всякий человеческий успех, то и тогда не должно тебе удаляться от любви и сыновства Божия, но да поёшь Богу песни духовные, божественные псалмы, священные славословия, говоря с Давидом: «//Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих//» [[old:ps:033:01|(Пс. 33:1)]]. Сими псалмопениями, во-первых, благодаришь Бога, Который избавил тебя от всякой скорби и недуга телесного. Во-вторых, воссылаешь прошения к Нему, чтобы и дальше хранил, здоровье и отраду дарованные тебе. И в-третьих, так ты сохраняешь в душе твоей тишину, безмятежную и радостотворную духовную радость и веселие, которую рождают священные песни и гимны. Как сказал Великий Василий: «радостное и утешительное состояние душе, дают священные песнопения» (Письмо 1). Внимай же, ради любви Божией, не вдавай себя в сообщества и игры и песни дьявольские, потому что ими, не только удаляешь себя от Бога и показываешь свою неблагодарность к твоему Владыке, оказывающему тебе столько благодеяний, но ко всему прочему, ты сам становишься причиной, потери тех благ и здоровья, которые тебе даровал Господь. //**Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-14 **Злостраждет ли кто в вас? да молитву деет; благодушствует ли кто? да поет. Болит ли кто в вас? да призовет пресвитеры Церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне.** - Злостраданию пусть сопутствует молитва, чтобы для искушаемого легче был выход из искушений. Потом, когда волнения наши через молитву умолкнут и душа достигнет свойственного ей состояния, тогда пусть поет, чтобы блаженство ее приумножилось, ибо пение псалмов, по словам Василия Великого, производит мирное и беспечальное состояние души. Кто не достиг такого состояния, которое Давид называет святостью, побуждая святых петь Господу [[old:ps:029:05|(Пс. 29, 5)]], молитва того долго бывает пустословием. ===== Беда Достопочтенный ===== **Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы** Запретив ранее братьям в скорбях жаловаться друг на друга, теперь апостол, наоборот, показывает, что следует делать. Если кого-нибудь из вас, говорит апостол, гнетёт печаль из-за нанесённой случайно кем-либо обиды, либо тяготит вина, либо постигло семейное несчастье, либо вы опечалены по какой-то другой причине, ни в коем случае не ропщите друг на друга в этот момент, но поскорее поторопитесь в церковь и, преклонив колени, молите Господа послать вам Свою благодать в утешение, чтобы вас не поглотила мирская печаль, которая производит смерть ([[new:2kor:07:10|2 Кор. 7:10]]). И сами частым сладостным псалмопением изгоняйте из своего сердца опасную заразу уныния. //**Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы** См. Толкование на [[new:iak:05:12#lopuxin_ap|Иак. 5:12]] [<10>]