[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-8 **сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о Свете, да вси веру имут ему. Не бе той свет, но да свидетелствует о Свете** **Сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о свете** [[new:in:01:07|(Ин. 1, 7)]]. Что же, скажет кто-нибудь, раб свидетельствует о Господе? Но не будешь ли ты еще более изумляться и недоумевать, когда увидишь, что Господь не только получает свидетельство от раба, но и приходит к нему и вместе с иудеями принимает крещение от него? Однако ж не смущаться и колебаться мыслию, а изумляться должно Его неизглаголанной благости. Если же кто остается в недоумении и смущении, то Господь и ему скажет то же, что сказал Иоанну:// остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду// [[new:mf:03:15|(Мф. 3, 15)]]. А кто и после этого стал бы смущаться, тому Он скажет то же, что сказал иудеям: //не от человека свидетельства приемлю// [[new:in:05:34|(Ин. 5, 34)]]. Но если Он не имеет нужды в таком свидетельстве, для чего же послан был от Бога Иоанн? Не для того, что Он имел нужду в его свидетельстве (говорить это было бы крайним богохульством). А для чего? Это изъясняет нам евангелист, когда говорит: **да вси веру имут ему** [[new:in:01:07|(1, 7)]]. А если Сам Христос говорит: не от человека свидетельства приемлю, то да не подумают несмысленные, что Он Сам Себе противоречит, говоря здесь так, а в другом месте – так: //ин есть свидетельствуяй о Мне, и вем, яко истинно есть свидетельство его// [[new:in:05:32|(5, 32)]]. В последнем случае Он разумел Иоанна, а сказав: не от человека свидетельства приемлю, Он тотчас присовокупляет и объяснение Своим словам, именно: //сия глаголю, да вы спасени будете// [[new:in:05:34|(5, 34)]]. Как бы так Он говорил: «Я Бог и истинный Сын Божий, единаго (со Отцом) бессмертного и блаженного существа, и потому не имею нужды ни в каком свидетеле. Хотя бы и никто не хотел свидетельствовать о Мне, Я оттого в Своем естестве нисколько не унижаюсь. А так как спасение людей есть предмет Моего попечения, то Я снизошел до такого самоуничижения, что и человеку предоставляю свидетельствовать о Мне». А от этого, по немощи иудеев, тем легче и доступнее для них могла быть вера в Него. Потому Он как облекся плотию, чтобы, явившись людям в Своем Божестве без покрова, не погубить всех их, так и проповедником о Себе послал человека, чтобы слушатели того времени, слыша сродный себе голос, тем легче последовали Ему. А что Сын Божий не имел никакой нужды в свидетельстве Иоанна, для доказательства довольно было бы Ему только явить Себя таким, каков Он есть по Своему существу, и поразить всех ужасом. Но Он этого не сделал, потому что, как я уже сказал, Он всех таким образом уничтожил бы, так как никто не был бы в состоянии вынести приражения этого неприступного света. Поэтому-то, говорю, Он и плотию облекается, и свидетельство о Себе поручает одному из сорабов наших, все устрояя ко спасению людей и имея в виду не Свое только достоинство, но и благоприемлемость и пользу Своих слушателей. Это Он выразил и Сам, когда сказал: //сия глаголю, да вы спасени будете.// И евангелист, повторяя изречение Господа, после слов: **да свидетельствует о Свете**, присовокупляет: **да вси веру имут ему.** Как бы так он говорил: не думай, что Иоанн Креститель пришел свидетельствовать для того, чтобы придать достоверность учению Господа, нет; а для того, чтобы единоплеменники его уверовали чрез него. Что евангелист именно спешил предотвратить такую мысль, это видно из последующих слов, которые он присовокупляет: **не бе той свет** [[new:in:01:08|(ст. 8)]]. А если бы он прибавил это не для устранения такой мысли, тогда это было бы только излишним распространением слов и скорее было бы тождесловие, чем изъяснение учения. В самом деле, сказав, что Иоанн послан был, да свидетельствует о Свете, для чего еще он говорит: **не бе той свет**? Не без цели и не напрасно. У нас обыкновенно свидетельствующий бывает больше того, о ком свидетельствует, и нередко признается более достойным доверия. Поэтому-то, чтобы кто не подумал того же и об Иоанне, евангелист тотчас, с самого же начала, уничтожает эту мысль и, исторгая ее с корнем, показывает, кто этот свидетельствующий, и кто Тот, о Ком он свидетельствует, и какое различие находится между тем и другим. Сделав это и показав несравнимое превосходство последнего пред первым, евангелист уже без опасения переходит к последующему сказанию; и если что нелепого было в мыслях людей неразумных, все то тщательно устранив, он уже без всякого затруднения и беспрепятственно приступает к продолжению слова. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него** **Сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о Свете.** Это **«сей»** заключает в себе выразительное указание на доблесть и славу лица; ибо **«он от Бога»**, говорит, **«послан»**, – он, справедливо поразивший всю Иудею святостью жизни и чрезвычайным подвижничеством, предвозвещенный гласом святых пророков и у Исаии названный //«гласом вопиющаго в пустыне»// [[old:is:40:03|(Ис. 40:3)]], а у блаженного Давида: //«светильником Христу предуготованным»// [[old:ps:131:17|(Пс. 131:17)]].** «Сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о Свете».** И здесь Светом называет Бога Слово и показывает, что один есть Свет и что этот самый Свет собственно только и существует, вместе с Коим нет ничего другого, что имело бы силу освещать и не нуждалось бы в свете. Итак, иноплеменно и, так сказать, иноприродно по отношению к твари Божие Слово, как скоро действительно и истинно Оно есть Свет в собственном смысле, тварь же причастна Свету. А кто не стоит уже в ряду тварей и потому мыслится иноприродным, каким образом Он мог бы быть тварным, а не наоборот – каким, наконец, образом Он мог бы не быть в пределах Божества и не иметь природы Родителя? См. также Толкование на [[new:in:01:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 1:6]] **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него** Сей, говорит, послан от Бога, чтобы засвидетельствовать о свете. Потом, чтобы кто-нибудь не подумал, что верно нужно было свидетельство его для Единородного, как бы нуждающегося в чем-нибудь, евангелист присовокупляет, что Иоанн пришел засвидетельствовать о Сыне Божием не потому, будто бы Он нуждался в его свидетельстве, но чтобы все уверовали чрез него. Ужели же все и уверовали чрез него? Нет. Как же евангелист говорит: дабы все уверовали? Как? - сколько от него зависело, он свидетельствовал для того, чтобы всех привлечь, а если некоторые не уверовали, то он не заслуживает порицания. И солнце затем восходит, чтобы всех осветить, но если кто, запершись в темной комнате, не пользуется лучом его, то ужели в этом виновно солнце? Так и здесь. Иоанн послан был, чтобы все уверовали чрез него; если же этого не случилось, он не виноват. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сей прииде во свидетельство, да свидетельствует о Свете** В этом месте под Светом разумеется Иисус Христос по вышеприведенной причине. Свидетельствовал Иоанн о Божестве Его, как это мы видим далее; но так как Иисус Христос не нуждался в его свидетельстве, то присоединяется и причина этого свидетельства. Евангелист прибавил: **Да вси веру имут ему** Подобно тому как Иисус Христос воспринял плоть для того, чтобы явившись в одном только Божестве не потерять всех, так точно Он пользовался свидетельством для того, чтобы современники Иоанна, слыша родственный голос, легче уверовали в Того, о Котором свидетельствовалось: все это было устроено для спасения людей. Итак, Иоанн свидетельствовал, чтобы все уверовали; а уверовали не все, потому что вера является не по насилию, а по свободной воле. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него** См. Толкование на [[new:in:01:06#prot_ioann_buxarev|Ин. 1:6]] ===== Иоанн Скот Эриугена ===== **Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете**. То есть о Христе. Услышь свидетельство: "//Вот Агнец Божий, который берет грех мира//” [[new:in:01:29|(Ин 1,29)]]. И далее: ”//за мной идет Муж, который стал впереди меня//” [[new:in:01:30|(Ин 1,30)]], что яснее читается по-гречески: εμπροσθεν μου, то есть ’’подле меня, перед моими глазами возник Он”. Как если бы ясно говорил: "когда я еще был в утробе моей неплодной матери, я увидел пророческим взором как тот, кто в порядке времен родился во плоти после моего рождения, возник передо мной во чреве Девы как плод и как человек”. //**Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него** Цель выступления Иоанна состояла в том, чтобы быть свидетелем и именно //«свидетельствовать о Свете,»// т. е. о Логосе или Христе (ср. стих 5), убеждать всех пойти к этому Свету, как к действительному свету жизни. Через его свидетельство все – и иудеи, и язычники – должны были уверовать во Христа как в Спасителя мира (ср. [[new:in:20:31|Ин.20:31]]). [<10>]