[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвеща им Иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, Егоже вы не весте** См. Толкование на [[new:in:01:22#svt_ioann_zlatoust|Ин. 1:22]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 26-27 **Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его** Примечай кротость святого и правдивость. Кротость в том, что он не отвечает им ничего сурового, несмотря на их высокомерие; правдивость в том, что он свидетельствует о славе Христа с большою смелостью и не скрывает славы Господа с тем, чтоб себе заслужить доброе имя, но объявляет, что я крещу крещением не совершенным (ибо крещу в одной только воде, не имеющей прощения грехов), но приготовительным к принятию крещения духовного, дарующего прощение грехов.// "Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете"//. Господь соединился с народом, и потому не знали, кто Он и откуда. - Может быть, кто-нибудь скажет, что и в ином смысле Господь стоял среди фарисеев, но они не знали Его. Так как они, по-видимому, прилежно занимались Писаниями, а в них возвещаем был Господь, то Он был //"среди"// их, то есть в сердцах их, но они не знали Его, потому что не понимали Писаний, хотя и имели их в сердцах. Может быть, и в том смысле, что Господь был посредником между Богом и людьми, Он стоял //"среди"// фарисеев, желая примирить их с Богом, но они не знали Его. - Постоянно прибавляет: //"Идущий за мною",// чтобы показать, что его крещение не совершенное, но приготовительное к крещению духовному. //"Стал впереди меня"//, то есть почтеннее, славнее меня, и настолько, что я не считаю себя и между последними Его рабами. Ибо развязывать обувь - дело последнего служения. - Знаю я и читал у одного из святых такое объяснение: //"обувь"// везде понимается о плоти грешников, подлежащей тлению, а //"ремень"// или повязка - об узах греховных. Итак, Иоанн у прочих, приходящих к нему и исповедующихся, мог развязывать ремень грехов, ибо они приходили к нему связанные узами собственных грехов; и, убеждая их к покаянию, указывал им путь и к совершенному свержению с себя ремня сего и греховной обуви; на Христе же, не находя ремня или уз греха, естественно не мог и развязать его. Почему же не находил его? Потому, что //Он не сделал греха, и не нашлось лжи в устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2, 22)]]. //"Обувью"// означается и явление к нам Господа, //"ремнем"// ее - способ воплощения и того, как Слово Божие соединилось с телом. Способ сей невозможно разрешить. Ибо кто может объяснить, как Бог соединился с телом? ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща им Иоанн, глаголя: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, Егоже вы не весте** Иисус Христос находился в то время среди народа. Он шел креститься как один из многих, и это было известно Иоанну по Божественному Откровению. Слова: Егоже вы не весте относятся к Его Божеству. ===== Лопухин А.П. ===== **Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Kоторого вы не знаете** Иоанн отвечает фарисеям, что его крещение не имеет того значения, какое должно было иметь крещение, которое, по представлению фарисеев, будет совершать Мессия или кто-либо из пророков. Он, Иоанн, крестит только в воде, – очевидно противополагая в мысли своему крещению то крещение Духом Святым, которое будет совершать Мессия [[new:mf:03:11|(Мф.3:11)]]. Нет, как бы говорит Иоанн, не на меня вы должны устремить все свое внимание, а на Того, Kто уже находится среди вас неведомо для вас, т. е., конечно, на Мессию, Kоторого вы ждете. [<10>]