[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:47 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Виде (же) Иисус Нафанаила грядуща к Себе и глагола о нем: се, воистинну Израилтянин, в немже льсти несть** См. Толкование на [[new:in:01:43#svt_ioann_zlatoust|Ин. 1:43]] ---- За что же, скажут, Христос похвалил его? За то, что он не увлекся сообщением Филиппа, но знал ясно и точно, что не в Назарете и не в Галилеи надлежит родиться Христу, но в Иудеи и в Вифлееме, как это действительно было. Так как Филипп не знал этого, а Нафанаил, изучавший закон, отвечал согласно с сказанным в древнем пророчестве, зная, что Христос придет не из Назарета, то Христос и сказал: **се воистину Израилтянин, в немже льсти несть**. **//Беседа в день Рождества.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства** **«Виде Иисус Нафанаила грядуща к Себе и глагола о нем: се воистину израильтянин, в немже льсти несть».** Еще не употребив доказательства посредством знамений, другим способом Христос старается убедить Своих учеников, и именно наиболее благоразумнейших из приходивших к Нему, – в том (убедить), что Он хотя и есть Сын и Бог по природе, но пришел в человеческом образе для спасения всех. Какой же это способ употребил Он для удостоверения? Очевидно – Божеское знание, так как всеведение свойственно одному только Богу. Посему Он и Нафанаила принимает, не лестью увлекая его к расположению к Себе, но удостоверяя его в том, что Он знает сердца, как Бог. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства** Того называют истинным Израильтянином, кто чрез рассматривание всех тварей, являемых и неявляемых, доходит до усмотрения Творца всяческих – Бога. **//Письма на разные темы. Архимандриту Филоксену.//** ===== Прп. Петр Дамаскин ===== **Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства** И поистине: где нет управления ума, там все бывает неразумно и не по естеству, не так, как у истинных израильтян; как Господь сказал о Зилоте Симоне Кананите: **Се, воистинну израильтянин, в немже льсти несть**, проповедуя о добродетели его. **Нафанаил** — значит ревность Божия; собственное же имя его было Симон; Кананит — потому что происходил из Каны Галилейской, а **Нафанаил** — опять за добродетель его, как и израильтянин, то есть ум, видящий Бога, без всякой **льсти** (лукавства). Обычно, говорит Великий Василий, Божественному Писанию называть человека скорее по добродетели, нежели по рождению. //**Творения. Книга первая.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства** См. Толкование на [[new:in:01:46#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 1:46]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Виде (же) Иисус Нафанаила грядуща к Себе и глагола о нем: се, воистинну Израилтянин ** Похвалил его, как понимающего то, что он читал: это свойственно истинному израильтянину; а первосвященники, книжники и другие их приближенные, не вникая в то, что читали, ложно носили имя израильтян. **в немже льсти несть** Лестью называет отсутствие правды, лукавство. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 47-49 **Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев** Почему Нафанаил так скоро уверовал во Христа, увидев Его и поговорив с Ним? Он увидел прозорливость Иисуса Христа. Лишь взглянул на Нафанаила Иисус Христос, как узнал, каков он человек, и высказал: **вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства**, т. е. настоящий израильтянин, который имеет простое, нелукавое сердце, всегда прямо говорит то, что думает. Еще, на месте, где Филипп увиделся с Нафанаилом, кроме их двоих, никого не было; между тем Иисус Христос указал даже и дерево, под которым происходило это свидание и время разговора. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства** Kогда по приглашению Филиппа Нафанаил пошел ко Христу, Христос сказал о нем ученикам Своим, что Нафанаил – настоящий израильтянин, без всякой фальши. Есть израильтяне, которые не по заслугам носят на себе священное имя Израиля, которые в душе полны всякими пороками (ср. [[new:mf:23:25|Мф.23:25)]], но Нафанаил не таков. [<10>]