[<10>] ====== Толкования на Ин. 1:48 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глагола ему Нафанаил: како мя знаеши; Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя** См. Толкование на [[new:in:01:43#svt_ioann_zlatoust|Ин. 1:43]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя** **«Глагола Ему Нафанаил: како мя знаеши?».** Начинает удивляться Нафанаил и призывается к вере уже твердой. Но он еще желает знать, откуда Он имеет знание о нем, ибо весьма точны любомудрые и боголюбивые души. А может быть, подозревает он и то, что Господь узнал что-либо о нем от Филиппа. **«Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя».** Спаситель рассеял подозрение его, сказав, что еще прежде встречи и беседы с Филиппом Он видел его под смоковницей, хотя и отсутствовал телом. Весьма благополезно называются и смоковница и место, служа удостоверением того, что его видел Христос, ибо, точно узнав это, он легко мог принять и все связанное с этим. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя** Слова Господа: **видел тебя**, надобно относить больше к духовной стороне Нафанаила, равно как разуметь их больше о духовном зрении Спасителя, потому что Спаситель раньше высказал Свое ведение о духовных качествах Нафанаила. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя** См. Толкование на [[new:in:01:46#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 1:46]] ===== Евфимий Зигабен ===== ** Глагола Ему Нафанаил: како мя знаеши** Не возгордился от этой похвалы, но спрашивает, почему Он знает его таким, каким называет. **Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя** Нафанаил все еще спрашивал Иисуса Христа, как человека, а Он отвечает, как Бог и говорит, что Он видел то, чего никто не видел: прежде встречи с Филиппом он был под смоковницей, когда никто не был с ним и никто его не видел. Таким образом Иисус Христос представляет непререкаемое доказательство того, что Он знает и видит то, чего не могут знать и видеть люди, поэтому указал на время, на место и на дерево, и тем самым показал, что Он слышал слова его: //от Назарета может ли что добро быти//. Отсюда Нафанаил еще более убедился, что Он есть Иисус Христос, так как полагал, что в противном случае Он не похвалил бы его, а оттолкнул бы от Себя. Таким образом Нафанаил уверовал в Иисуса Христа за Его пророчество и похвалу, так как пророчество бывает не только по отношению к будущему, но и по отношению к прошедшему, каково пророчество Моисея о творении мира, и по отношению к настоящему, когда, например, Иисус Христос открывал то, что было на сердце у людей. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя** См. Толкование на [[new:in:01:47#prot_ioann_buxarev|Ин. 1:47]] ===== Лопухин А.П. ===== **Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя** Нафанаил, услышав добрый отзыв, сделанный о нем Христом, удивленно спрашивает Христа, почему Он знает его, знает его характер? В ответ на это Христос указывает на Свое сверхъестественное ведение, напоминая Нафанаилу о каком-то случае из его жизни, о котором знал только один Нафанаил. Но этот случай, по-видимому, был такого рода, что в нем высказалось истинно израильское достоинство Нафанаила. [<10>]