[<10>] ====== Толкования на Ин. 2:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите** См. Толкование на [[new:in:02:04#svt_ioann_zlatoust|Ин. 2:4]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте** **«Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите».** Своим материнским влиянием Жена склонила Господа, как сына, к совершению чуда. Сама начинает дело, подготовляя служителей торжества исполнить то, что повелит им Господь. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте** Получив на просьбу свою строгий ответ, она поняла его совсем иначе, нежели как понимают его соблазняющиеся им. Она не увидела в этом ответе отвержения ее ходатайства и потому обращается к прислуживавшим на пире и говорит им: **еже аще глаголет вам** (Господь), **сотворите**. За этим распоряжением Богоматери последовало претворение воды в вино Богочеловеком. //**Аскетическая проповедь.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-8 **Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли** Мать говорит служителям: что скажет Он вам, то сделайте, - с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью - отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности. - Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал: //"по обычаю очищения иудейского"//, но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, - показывает, что они никогда не были вместилищами вина. Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость. - Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода. - Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому - распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично. - Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть соединение Бога с душою нашею, доколе мы еще в Кане Галилейской, то есть в стране сего низкого и низвращенного мира, во всех отношениях превратного и превращающего. Брак же сей не бывает без присутствия Христа и Его Матери и учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не уверует во Христа, родившегося от Марии и говорившего во апостолах? Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душою. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под "//водою//" ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью //"водоносами"// пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом - разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в //"вино"//, то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, - чувства, чтобы не погрешали в деятельности, - разум, чтобы мы не погрешали в мнениях, - Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы по обычаю очищения иудейского. - Слово //"Иуда"// - значит //"исповедание"//. Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил. Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и с прочими чувствами. Разум погрешает в мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы - //"каменные"// или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы. Разум Павла был каменным водоносом и в то время, когда он гнал, ибо он ревновал по отеческим преданиям более всех сверстников [[new:gal:01:14|(Гал. 1, 14)]]; и в то время, когда проповедовал, ибо он имел такую силу в словах, что ликаонцы, как первенствующего в слове, сочли его за Ермия [[new:act:14:12|(Деян. 14, 12)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите** Поняв цель и значение слов Иисуса Христа, именно, – что уклончивость Его не свидетельствует о бессилии Его, а о том, что Он не желает, чтобы подумали, что Он Сам стремится к чудесам и хочет показать Себя, и что Он, однако, уважит просьбу Матери, – Она ставит возле Иисуса Христа готовых слуг, тоже некоторым образом вместе с Нею упрашивающих Его. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте** См. Толкование на [[new:in:02:01?&#prp_maksim_ispovednik|Ин. 2:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте** См. Толкование на [[new:in:02:03#lopuxin_ap|Ин. 2:3]] [<10>]