[<10>] ====== Толкования на Ин. 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его** **Се сотвори**, говорит Писание, **начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей.** Некоторые, как я и прежде говорил, утверждают, что это не было началом вообще. Как же иначе, говорят, если тут прибавлено именно: **в Кане Галилейстей**? **Се сотвори**, сказано, **начаток в Кане.** Но я не стану входить в дальнейшее исследование об этом; мы уже прежде доказали, что Он начал творить знамения после крещения, а прежде крещения не совершал никаких чудес. А это ли именно или другое знамение было первым из совершенных Им после крещения, об этом, мне кажется, нет надобности слишком много рассуждать. **И яви славу Свою** [[new:in:02:11|(ст. 11)]]. Каким образом? Ведь свидетелями события были не многие, а только служители, архитриклин и жених? Как же Он явил славу Свою? Он явил ее с Своей стороны. А если и не тогда, то впоследствии должны были все услышать об этом чуде, так как оно доныне прославляется и не забыто. Но что в тот день не все узнали об этом, видно из последующего. Евангелист, сказав: **яви славу Свою**, присовокупляет: **и вероваша в Него ученицы Его** [[new:in:02:11|(ст. 11)]], то есть те, которые и прежде того уже дивились Ему. Видишь ли, что нужно было тогда в особенности творить знамения, когда присутствовали люди добросовестные и внимательные к событиям? Такие и скорее могли веровать, и более внимания обращать на события. Да и как Он мог бы быть познан без знамений? Учение же и пророчество, соединенные с чудотворениями, могут расположить души слушателей к тому, чтобы они с усердием внимали событиям, как скоро душа уже наперед к тому приготовлена. Поэтому-то евангелисты нередко говорят, что в иных местах Он не сотворил знамений по причине превратного направления людей, живущих там. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его** **«Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей и яви славу Свою. И вероваша в Него ученицы Его».** Многое, вместе прекрасное совершалось в этом одном и первом знамении. Брак честный освящался, проклятие на жену устранялось, ибо уже не в скорбях будет рождать детей, если Христос благословил самое начало (брак) нашего рождения. Подобно солнечному лучу воссияла слава Спасителя нашего, и ученики от удивления пред таким знамением еще более укрепляются в вере. На этом пусть остановится объяснение исторического смысла повествования. Но, думаю, должно применять к этому повествованию и другое созерцание и сказать, что оно означает в духовном смысле. Слово Божие, как Само Оно говорит в одном месте ([[new:in:06:38|Ин. 6:38]] и др.), сошло с небес для того, чтобы, подобно жениху, усвоив природу человеческую, заставить ее чревоносить духовные семена мудрости. Поэтому и человечество справедливо называется невестой, а Спаситель – Женихом ([[new:in:03:start|Ин. 3]] и др.), причем Божественное Писание употребляет подобие от нас к уразумению того, что выше нас. Празднуется же брак в третий день, то есть в последние времена настоящего века, ибо число три указывает нам на начало и средину и конец. Так ведь измеряется все время. Нечто подобное сему, кажется, сказано одним из святых пророков: //«уязвит и уврачует ны, исцелит ны по двою дню в день третий: и воскреснем и живи будем пред Ним и увемы, поженем еже уведети Господа: яко утро готово обрящем Его»// [[old:os:06:02|(Ос. 6:2–3)]]. Поразил ради преступления в Адаме, сказав: //«земля еси и в землю отыдеши»// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]. Но, поразив тлением и смертью, Он снова исцелил нас в третий день, то есть не в первые и не в средние, но в последние времена, когда, став ради нас человеком, явил всю природу здравою, воскресив ее в Себе Самом из мертвых, почему и называется //«начатком усопших»// [[new:1kor:15:20|(1Кор. 15:20)]]. Итак, названием третьего дня, в который совершался брак, указует на последнее время. Обозначает и место, говоря, что в Кане Галилейской (это было). И на это да обратит свое внимание любознательный. Не в Иерусалиме совершается торжество, но вне Иудеи был пир, в стране язычников, которую пророк называет //«Галилеею язык»// ([[old:is:09:01|Ис. 9:1;]] [[new:mf:04:15|Мф. 4:15]]). Для всех, конечно, очевидно, что синагога иудейская отвергла Небесного Жениха, а Церковь из язычников, напротив, приняла Его, и очень охотно. На брак Спаситель приходит не без зова, но был зван многими голосами святых. Но у пировавших оказался недостаток в вине, //«ничто же бо совершил закон»// [[new:evr:07:19\|(Евр. 7:19)]] и писания Моисеева недостаточно для сообщения полной радости; впрочем, и мера врожденной трезвенности не имела сил спасать нас, почему и о нас справедливо сказать, что //«вина не имут»//. И Щедродатель наш Бог не презирает природу, страждущую недостатком благ, – вино нам явил лучшее прежнего, //«письмя бо убивает, а дух животворит»// [[new:2kor:03:06|(2Кор. 3:6)]]. Закон не имел совершенства в благах, а Божественные заповеди евангельского учения приносят полное благословение. Распорядитель пира удивляется новому вину, так и каждый, думаю, из тех, кто облечен Божественным священнослужением и кому вверен дом Спасителя нашего Христа, поражается учением Его, превышающим закон. Ему (распорядителю) первому повелевает Христос подать вино, потому что, по слову Павла, //«труждающемуся делателю прежде подобает от плодов вкусити»// [[new:2tim:02:06|(2Тим. 2:6)]], – и слушатель пусть опять уразумевает, что говорю. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его** Так для Бога все возможно: Ему не нужен непременно сок винограда, чтобы сделать вино; по Его слову и вода может превратиться в виноградное вино, притом самое лучшее. И точно: естественный материал вина виноградного есть виноградные ягоды, а средства делать вино есть изгнетение сока из них и брожение его. Но для Бога нет надобности ограничивать Себя этими материалами и этими средствами, чтобы сделать такое же или лучшее вино. У Него на это есть воля и всемогущество. Как камни по Его слову могут претворяться в хлебы, так и вода в вино. Что после этого удивительного, если в таинстве Евхаристии вино превращается в истинную Кровь Господа? В этом чуде виден искусный, премудрый Механик мира и всех частей его. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.** Что Господь начал творить чудеса после Своего крещения, об этом мы и прежде говорили. Но кажется, что первое чудо Он совершил именно претворением воды в вино. Ибо сказано: так положил //"начало"// чудесам. Но скажет иной: если сие чудо и есть начало чудес, то не всех, а только совершенных в Кане Галилейской; так как Он совершил разные чудеса в Кане, то им оно - начало. Хотя мы многое имеем для подтверждения, что настоящее чудо есть начало и всех чудес, потому что слова: //"и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его"// показывают, что прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу Свою; однако же не будем спорить, оно ли было первым чудом, или другое. - Как же Он явил славу Свою? Ведь немногие находились при сем событии, и не пред лицом народа совершено оно? Но если не тогда, то впоследствии все должны были услышать об этом чуде, как оно и доныне возвещается, а не осталось безызвестным. Слова: //"ученики Его уверовали в Него"// понимай так, что они возымели большую и крепчайшую веру в Него. Они и прежде, конечно, веровали, но веровали не так твердо. ===== Евфимий Зигабен ===== **Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей** Не только записал это чудо, но и прибавил, что оно было началом чудес. Так как не бесполезно было знать об этом чуде, как опущенном другими евангелистами, то Иоанн рассказал о нем, полезном еще и для того, чтобы уничтожить веру в так называемые чудеса детства Иисуса Христа; вот начало чудес, а те есть вымысел человека, заблуждающегося от истины. Если бы Иисус Христос еще в детстве творил чудеса, то Он тотчас сделался бы для всех известным, и Израилю не было бы нужды в том, чтобы Иоанн открыл ему Иисуса Христа; между тем сам же Иоанн сказал: //да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя// [[new:in:01:31|(Ин. 1, 31)]]. И вполне естественно было Иисусу Христу ожидать возраста совершеннолетнего человека, чтобы все случившееся не показалось призраком. Если весьма многие предполагали это даже тогда, когда Иисус Христос творил чудеса в совершенно зрелом возрасте, то тем более – в незрелом; мало того, съедаемые завистью они скорее, чем должно было, возвели бы Его на крест и таким образом могли не только не поверить тайне воплощения, но и воспрепятствовать евангельской проповеди. Найди также в третьей главе [[new:mf:03:01|(1 ст.)]] Евангелия от Матфея то место, где говорится: //во дни оны же прииде Иоанн Креститель, проповедая в пустыни Иудейстей//, и там найдешь основательные причины того, почему Иисус Христос пришел креститься тридцати лет. **И яви славу Свою** силу Свою, величие Своего Божества. Каким же образом это могло быть, когда обратили внимание на случившееся немногие: слуги, архитриклин, жених и ученики Его? Насколько это зависело от Иисуса Христа, то Он явил Свою славу через это чудо, потому что если не многие заметили это тогда, то потом это чудо было разглашено и привлекло многих. А что в тот самый день никто другой не уверовал, это видно из прибавления евангелиста: ** И вероваша в Него ученицы Его, которые и прежде этого чуда дивились Ему** Заметь же, что чудеса должны быть тогда, когда зрители будут благорасположены и внимательны. ===== Лопухин А.П. ===== **Так положил Иисус начало чудесам в Kане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его** //«Так положил Иисус начало чудесам...»// По наиболее авторитетным кодексам, этому месту надо дать такой перевод: «это (ταύτην) сделал Иисус как начало (ἀρχήν) знамений (τῶν σημείων)». Евангелист рассматривает чудеса Христа как знамения, удостоверяющие Его Божественное достоинство и Мессианское призвание. В таком смысле и апостол Павел писал о себе Kоринфянам: «признаки (точнее – «знамения») Апостола (во мне) оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» [[new:2kor:12:12|(2Кор.12:12)]]. Хотя Христос три дня тому назад дал Своим ученикам доказательства Своего чудесного ведения [[new:in:01:42|(Ин.1:42–48)]], но в том случае Он показал Себя только провидцем, а такие бывали и прежде Него. Чудо же в Kане было первым из Его дел, о которых Он Сам говорил, что таких дел не совершал никто до Него [[new:in:15:24|(Ин.15:24)]]. Смысл этого знамения и его важность указана в словах: //«и явил славу Свою»//. О какой славе здесь речь? Никакой иной славы здесь нельзя понимать, кроме божественной славы воплотившегося Логоса, которую созерцали апостолы [[new:in:01:14|(Ин.1:14)]]. И в дальнейших словах евангелиста: //«и уверовали в Него ученики Его»//, прямо указано действие этого проявления славы воплотившегося Логоса. Ученики Христа постепенно приходили к вере в Него. Сначала их вера находилась в зачаточном состоянии – это было в то время, пока они пребывали с Иоанном Kрестителем. Затем эта вера стала уже больше, когда они приблизились ко Христу [[new:in:01:50|(Ин.1:50)]], а после проявления Его славы на браке в Kане они достигли такой степени веры, что евангелист нашел возможным сказать о них, что они «//уверовали//» во Христа, т. е. убедились, что Он – Мессия, и притом Мессия не только в том ограниченном смысле, какого ожидали иудеи, но и существо, стоящее выше обыкновенных посланников Божиих. Может быть, замечание о том, что ученики «уверовали», евангелист сделал ввиду того впечатления, какое, конечно, оказало на учеников пребывание Христа на веселом брачном пиршестве. Будучи воспитаны в строгой школе Иоанна Kрестителя, который приучил их поститься [[new:mf:09:14|(Мф.9:14)]], они могли прийти в некоторое недоумение по поводу того отношения к радостям человеческой жизни, которое проявил их новый Учитель, и Сам принявший участие в пиршестве и их приведший сюда. Но теперь, когда Христос Свое право поступать иначе, чем Иоанн, подтвердил чудом, всякие сомнения учеников должны были исчезнуть и их вера окрепла. И впечатление от чуда в Kане, произведенное на учеников, должно было быть особенно сильно потому, что их прежний учитель не сотворил ни одного чуда [[new:in:10:41|(Ин.10:41)]]. [<10>]