[<10>] ====== Толкования на Ин. 2:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши** См. Толкование на [[new:in:02:12#svt_ioann_zlatoust|Ин. 2:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?** **«Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши?»** Толпа иудеев изумляется такой необычайной власти (Христа), а находившиеся в храме (начальники) заявляют свое неудовольствие, так как лишались немалых прибылей. Однако ж не могут обличить Его в том, что нехорошо говорит, повелевая, что Божественный храм не должно обращать в дом торговли. Таким образом, устрояют замедление для удаления торговцев под тем предлогом, что не следует так скоро повиноваться Ему и так неосмотрительно принять Его за Сына Божия, без удостоверения каким-либо знамением. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 18-22 **На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус** Когда иудеи увидели, что Господь делает это с великою властью и говорит: дом Отца Моего не делайте рынком, то говорят: уверь нас каким-нибудь чудом, что Ты Сын Бога и что Ты Им послан. Ибо откуда видно, что Господь дома сего - Отец Тебе? Он же отвечает им приточно, говоря: //"разрушьте храм сей"//, без сомнения, говоря о Своем теле, потому что в нем обитало все Божество Единородного. Словом //"разрушьте"// не поощряет их к убийству (прочь такая мысль!), но, зная их намерение совершить сие, намекает на то, что случится безотложно. - Пусть и ариане слышат, как Господь и разрушитель смерти говорит: //"Я воздвигну"//. Не сказал: Отец воздвигнет, но //"Я"// воздвигну, употребив собственную силу, а не нуждаясь в чужой отвне. Иудеи же, думая, что Он говорит о бездушном храме, смеются над Ним. Как, говорят, говоришь Ты, что воздвигнешь его в три дня, тогда как он строился сорок шесть лет? Нужно знать, что когда храм в первый раз строился при Соломоне, тогда все без нужды исполнено в двадцать лет. Впоследствии же, когда евреи после пленения получили позволение строить храм, они начали возобновлять его в царствование Кира; потом, встретив препятствие со стороны завистников, продолжали постройку до царствования Артаксеркса; при нем же, пользуясь полною безопасностью, с большим трудом могли окончить это дело. - Когда же говорится, что иудеи во время строения в одной руке держали копье, а в другой - строительное орудие, то они были в таком большом страхе от соседственных идумеев, а не от персов, ибо от них, то есть от персов, как я сказал, они пользовались полною безопасностью. О сей-то постройке, бывшей после плена, говорят, что она продолжалась сорок шесть лет, так как иудеям препятствовали, и потому они протянули ее от царствования Кира до Артаксеркса. - И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи, равно как и ученики. Для них были два величайших затруднения: одно - то, что дело воскресения очень неудобопонятно, тем более что им вовсе неизвестно; другое - то, что живущий в теле есть Бог. Однако же после воскресения ученики поняли, и поверили Писанию. Какому Писанию? И всякому, которое предваряет о воскресении, и, как яснейшему, сему: //"Ты не оставишь души моей во аде"// [[old:ps:015:10|(Пс. 15, 10)]], и сему: //"Господь хочет очистить его от раны и показать ему свет"// [[old:is:53:11|(Ис. 53, 11).]] Ибо сии места Писания весьма ясно предваряют о воскресении. Аполлинарий пытается найти здесь защиту своей ереси. Желая подтвердить, что плоть Господа была без души, говорит: плоть называется храмом, а храм бездушен; следовательно, и она бездушна. Пораженный громом и вскружившийся! Ты плоть Господа сделаешь, пожалуй, и деревьями, и камнями, так как храм из них?! Когда ты слышишь слова Господа: //"душа Моя теперь возмутилась"// [[new:in:12:27|(Ин. 12, 27)]] и //"Я имею власть положить душу Мою"// [[new:in:10:18|(Ин. 10, 18)]], то как их понимаешь? Если ты скажешь, что сие говорится не о словесной и разумной душе, то где ты положишь слова: //"Отче! в руки Твои предаю дух Мой"// [[new:lk:23:46|(Лк. 23, 46)]]? Неужели и сие будешь понимать о неразумной душе? А это: //"не оставишь души моей во аде"// [[old:ps:015:10|(Пс. 15, 10),]] как тебе кажется? Но погибай ты со своими единомышленниками. ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвещаша же Иудее и реша Ему: кое знамение являеши нам, яко сия твориши** Чувствуя себя виновными, они не смели запретить Ему, а только сказали: «Если Ты это делаешь, если имеешь на это власть, то какое знамение Своей власти Ты нам представишь?» О великое безумие! Им следовало облагоразумиться и похвалить Иисуса Христа за то, что Он очистил храм Божий от такого позора, а они для доказательства власти требуют знамения, сгорая от зависти и желая напасть на имеющее совершиться знамение. И в другое время они говорили: //коею властию сия твориши// [[new:mf:21:23|(Мф. 21, 23)]]? ===== Лопухин А.П. ===== **На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать** «//Иудеи//», т. е. начальствующие лица в иудейском народе (ср. [[new:in:01:19|Ин.1:19)]], священники высшего ранга (так называемые «саганы») тотчас же стали требовать от Христа, Kоторого они, вероятно, приняли за зилота (ср. [[new:mf:12:04|Мф.12:4]]), чтобы Он в доказательство Своего права выступать в качестве обличителя непорядков, царивших в храме, дал какое-нибудь знамение. Они, конечно, не могли отрицать того, что их начальственное положение только временное, что должен появиться //«верный пророк»//, до пришествия которого правление в иудейском народе взял на себя Симон Маккавей и его потомки [[old:1mak:14:41|(1Мак.14:41]], [[old:1mak:04:46|4:46]], [[old:1mak:09:27|9:27)]]. Но, конечно, этот «верный пророк» должен был чем-нибудь доказать свое божественное посланничество. В таком именно смысле они и предлагают вопрос Христу. Пусть Христос совершит чудо! Схватить же Его они не смели, потому что народ также возмущался той профанацией храма, которую из корысти допустили священники. [<10>]