[<10>] ====== Толкования на Ин. 2:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он же глаголаше о церкви тела Своего** См. Толкование на [[new:in:02:19#svt_ioann_zlatoust|Ин. 2:19]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-22 **А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус** **«Он же глаголаша о церкви тела Своего. Егда убо возста от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус».** Удобоприемлемо для премудрого слово премудрости и познание наук гораздо легче внедряется в людях разумных: как на не очень твердом воске хорошо начертываются знаки печатей, так и Божественное слово легко внедряется в нежных сердцах людей. Посему-то жестокосердый и называется лукавым. Так и ученики, будучи добрыми, умудряются и размышляют над словами Божественного Писания, воспитывая себя к точнейшему познанию и твердо приходя отсюда (от познания) к вере. Итак, если тело Христово названо храмом, то как не будет Богом по природе обитающее в нем (теле) Единородное Слово, как скоро нельзя допускать, чтобы обитающим в храме назывался Тот, Кто не есть Бог? В противном случае пусть скажут нам, какого же из когда-либо бывших святых храмом названо было тело? Никто, полагаю, не укажет такого святого. Итак, утверждаю, – и это окажется вполне истинным, при тщательном исследовании Божественного Писания, – что никому из святых не может быть присвоена такая честь. Даже и блаженный Креститель, хотя и достиг вершины всякой добродетели и никому не уступал первенства в благочестии, подвергшись усечению главы благодаря безумию Ирода, однако же и о нем не говорится ничего подобного. Напротив, Евангелист употребил об останках его выражение, указывающее на их грубую плотяность, сделав это, как мне кажется, с тою предусмотрительной целью, чтобы одному Христу сохранить это достоинство. Пишет он так: «и послав» убийца, то есть Ирод, //«Иоанна обезглавил в темнице. И пришедши ученики его взяли труп (πτῶμα) его»// [[new:mf:14:10|(Мф. 14:10,]] [[new:mf:14:12|12]]). Если тело Иоанна называется трупом, то кого же будет оно храмом? Правда, и мы называемся храмами Божиими ([[new:1kor:03:16|1Кор. 3:16]], [[new:1kor:06:19|6:19]]; [[new:2kor:06:16|2Кор. 6:16]]), но в другом смысле, по причине живущего в нас Духа Святаго, – и притом называемся храмами Бога, а не себя самих. Но, быть может, возразит кто-либо: как же, скажи мне, и Сам Спаситель называет Свое тело трупом? //«Идеже бо»//, говорит, //«аще будет труп, тамо соберутся орли»// [[new:mf:24:28|(Мф. 24:28)]]. На что ответим: правда, Христос сказал это о собственном теле, но в виде притчи и образно Он указывает этим на будущее собрание святых к Нему в то время, когда Он снова явится с небес к нам со святыми Ангелами //«во славе Отца Своего»// [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27)]]. Как стаи, говорит, плотоядных орлов быстро слетаются к трупам, таким же образом и вы соберетесь ко Мне, что и Павел ясно высказал нам в словах: //«вострубит бо, и мертвии возстанут нетленни»// [[new:1kor:15:52|(1Кор. 15:52)]], и в другом месте: //«и мы на облацех восхищени будем в сретение Господне на воздух, и тако всегда с Господом будем»// [[new:1sol:04:17|(1Фес. 4:17)]]. Таким образом, употребление сравнения и подобия нисколько не может повредить истинному значению выражения. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **А Он говорил о храме тела Своего** Сии немногие слова святого евангелиста Иоанна заключают в себе Много духовного учения... Некогда вошел Иисус Христос в храм Иерусалимский и, найдя в нем Продающих овец, волов и голубей для жертвоприношений, и разменивателей денег для подаяния в сокровище храма, бичем из вервей изгнал продающих, извергнул предметы торговли и сказал: //возмите сия отсюду и не творити дому Отца Моего домом купли//... Когда иудеи увидали, что Иисус, еще мало им известный (потому что сие было почти в начале Его проповедания), действует во храме со властию столь необыкновенною, потому что изгоняет из оного тех, которых не изгоняли священники и сам первосвященник, то потребовали, чтобы Он, если подлинно есть полномочный посланник Божий, доказал им Свое Божественное посланничество каким-нибудь чудом: //какое знамение явиши нам, и сия яко твориши?// Надобно сказать, что подобное требование обыкновенно Господь оставляет без удовлетворения, потому что сие народное требование чудес происходит более из любопытства, и даже от тайного неверия, нежели от искреннего желания узнать истину, и следовательно, удовлетворения не заслуживает и как нечистое в своем начале не ведет к доброму концу. Притом кроткий и смиренный сердцем Иисус не любит делать чудес для Своей славы, но творил Он обыкновенно из человеколюбия, из чего слава истины выходила сама собою. А дабы совершенно удовлетворить искателям истины непритворным и сделать безответным упорство и лукавство неверия, для сего предназначено было из чудес — тридневное Воскресение Христово из мертвых без видимого Воскресителя, славно совершившееся после того, как весь состав Его еще прежде смерти казался безвозвратно разрушенным бесчисленными и тягчайшими страданиями. Но и о сем победоносном знамении Своей Божественной силы, применяясь к тому, сколько вместить могли слышавшие, Он говорил пред народом наиболее в притчах и как бы в догадках, например: //род лукав и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи// [[new:mf:12:39|(Мф. 12:39-40)]]. Подобно сему и по изгнании продающих из храма, требовавшим знамения иудеям Он сказал: //разорите Церковь сию и треми денми воздвигну ю//. Что сие сказано не просто, иудеи могли бы догадаться из того, что Господь сказал: разорите. Иудеи, без сомнения, не захотели бы сами разорять церковь сию, то есть храм Иерусалимский. Но люди, плотские по жизни, по делам, обыкновенно и понимают все плотским образом. Как речь шла о церкви или храме, то иудеи о сем самом храме и поняли оную, и подумали, что Иисус предвещает разорение и построение храма в три дня, и из сего нелепого понятия извлекли еще более нелепое возражение. Как можно в три дня построить храм, который строился сорок шесть лет? //Чтыре десять и шесть лет создана быстъ церковь сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю?// Как будто чудеса для Вечного и всемогущего Бога, можно уничтожить, сделать невозможными посредством ничтожного недочета человеческих лет и дней. Когда святой Иоанн вписал в Евангелие пророчество Господа о тридневном воскресении, сказанное притчею и неправильно понятое иудеями, тогда, чтобы противопоставить ложному толкованию истинное и устранить всякое недоразумение, Он присовокупил следующее замечание: **Он же глаголаше о церкви Тела Своего**, то есть слова Иисуса Христа //разорите Церковь сию и треми денми воздвигну ю// относились не ко храму Иерусалимскому, но к храму собственного Его Тела и означали, что иудеи храм Тела Его разорят страданиями и крестною смертию; но что Он возсозиждет храм Тела Своего славным тридневным воскресением из мертвых. **Он же глаголаше о церкви Тела Своего**. Иисус Христос говорит о Своем Теле и назвал оное церковию или храмом Божества. Почему? Ответ на сие вполне удовлетворительный представляется в изречении апостола Павла: //яко в том живет вечно исполнение Божества телесне// [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]]. Где Бог обитает всею полнотою Своего Божества, там, без сомнения, и есть храм Его, в высочайшей степени святой. //**Слово на освещение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 июня 1833 г.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **А Он говорил о храме тела Своего** См. Толкование на [[new:in:02:18#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 2:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Он же глаголаше о церкви тела Своего** См. Толкование на [[new:in:02:20#efvimij_zigaben|Ин.2:20]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **А Он говорил о храме тела Своего. Kогда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус** Христос не стал ничего отвечать на замечание иудеев, ясно было, что они не хотели Его понять, а тем более – принять. Ученики Христа также не обратились к Нему с расспросами по поводу сказанных Им слов, а Сам Христос в настоящем случае не имел нужды давать им объяснения. Цель, с которой Он появился во храме, была достигнута: Он заявил о Своем намерении начать Свою великую Мессианскую деятельность и начал ее символическим действием очищения храма. Тут же обнаружилось и то, в каких отношениях станут к Нему представители иудейского народа. Таким образом Он открыл Свое общественное служение. [<10>]