[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-11 **Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти; Отвеща Иисус и рече ему: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси; Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетелствуем, и свидетелства Нашего не приемлете** Что же Никодим? Несмотря на представленный ему столь ясный пример, он еще остается с иудейскою немощию. И вот, когда он снова с недоумением спрашивает: **како могут сия быти?** – Христос говорит ему слова, еще более поразительные: **ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?** [[new:in:03:10|(ст. 10)]]. Заметь, что он обличает этого человека отнюдь не в злонамеренности, а в недальновидности и простоте. Но что общего, скажет кто-либо, имеет это рождение с делами иудейскими? Что же не общего, скажи мне? Происхождение первого человека, создание жены из ребра, неплодство, чудеса, совершенные чрез воды, именно: в источнике, из которого Елисей извлек железо, в Чермном море, которое перешли иудеи, в купели, которую возмущал ангел, в Иордане, в котором очистился Нееман Сирианин, – все это как бы в образах предвозвещало имевшее быть рождение и очищение. И вещания Пророков назнаменуют этот образ рождения; так сказано:// возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем, родитися имущим, яже сотвори Господь// [[old:ps:021:31|(Пс. 21, 31, 32)]]; еще: //обновится яко орля юность твоя// [[old:ps:102:05|(Пс. 102, 5)]]; также: //светися, Иерусалиме// [[old:is:60:01|(Ис. 60, 1)]]; //се, Царь твой грядет// [[old:zah:09:09|(Зах. 9, 9)]]; или: //блажени, ихже оставишася беззакония// [[old:ps:031:01|(Пс. 31, 1)]]. Но и Исаак был образом этого рождения. В самом деле, скажи, Никодим, как родился Исаак? По закону ли природы? Нет! Но образ его рождения был средний между тем и другим рождением (плотским и духовным): в нем было рождение и плотское, потому что он родился от сожительства, и духовное, потому что он родился не от кровей. Я докажу, что эти образы предвозвещали не только это рождение, но и рождение от Девы. Так как нелегко было бы поверить, что рождает Дева, то сначала рождали неплодные, и не только неплодные, но и престарелые жены. Конечно, происхождение жены из ребра было гораздо удивительнее рождения от неплодной; но, так как это было в начале, давно, то последовал иной, новый и недавний способ рождения, – именно от неплодных, – чтобы проложить путь к вере в рождение от Девы. Припоминая это Никодиму, Христос говорит: **ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?.. Еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства нашего никтоже приемлет** [[new:in:03:11|(Ин. 3, 11)]]. Последние слова Он присовокупил, снова удостоверяя, с иной стороны, в истине слов Своих и вместе снисходя к немощи Никодима. Что же значит: **еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем**? И у нас зрение достовернее других чувств: поэтому, когда хотим уверить кого-либо, говорим, что мы видели своими глазами, а не по слуху знаем. Так и Христос беседует с Никодимом по-человечески, заимствуя и отсюда подтверждение Своих слов. А что это именно так и что Христос не другое что хочет показать Никодиму и не разумеет здесь зрения чувственного, это видно из следующего. Сказав: //рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть,// Он присовокупляет: **еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем.** Но в то время этого еще не было. Как же Он говорит: **еже видехом**? Не явно ли, что Он говорит о знании самом точном и безошибочном? **И свидетельства нашего никтоже приемлет.** Итак, слова: **еже вемы** Он говорит или о Себе и вместе об Отце, или только о Себе; а слова: **никтоже приемлет** не выражают в настоящем случае негодования, а высказывают то, что было. Он не сказал: можно ли быть бесчувственнее вас, не принимающих того, что мы возвещаем с такою точностию? Нет, Он ничего подобного не сказал, показывая и в словах и в делах совершенную кротость. Он кротко и тихо предвозвещает имеющее совершиться; так и нас побуждает к кротости и научает, чтобы мы, беседуя с кем-либо и не убеждая, не досадовали и не раздражались. Человек раздраженный не только ни в чем не может успеть, но и делает других еще более недоверчивыми. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?** **«Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти?».** Продолжительная речь не принесла, однако же, пользы для ничего не понимающего. Таким образом, оказывается премудрым написанное в Книге Притчей: //«во уши послушающих»// говори ([[old:prsir:25:12|Сир. 25:12;]] ср. [[old:pr:23:09|Притч. 23:9]]). Истинность этого на деле показал Спаситель, и в этом представляя Себя образцом для нас. Не должно обвинять учителя в неспособности убеждать, если он научает тому, что считает хорошим, а между тем не приносит никакой пользы благодаря неразумию слушателей. Об этом узнаем и из других мест: //«яко ослепление от части бысть Израилю»// [[new:rim:11:25|(Рим. 11:25)]], ибо слухом слыша, не разумеют ([[old:is:06:09|Ис. 6:9;]] [[new:mf:13:14|Мф. 13:14]]). **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-12 **Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном.** Никодим еще остается с иудейскою немощью; потому опять спрашивает: как это может быть? Посему и Господь, показывая ему, что он спрашивает так от простоты, говорит: ты учитель Израилев; если вспомнишь славные чудеса, совершенные в Ветхом Завете, начиная от сотворения человека и далее, именно: как он сотворен [[old:gen:02:07|(Быт. 2, 7. 21. 22]]), как жена создана из ребра, как совершились знамения в Египте, как в Чермном море [[old:ish:07:08|(Исх. 7, 8, 9, 14)]], как неплодные рождали [[old:1ts:01:start|(1 Цар. гл. 1)]] и тому подобное, если сообразишь это, как учитель Израилев, то поверишь и тому, что Я теперь говорю. Притом, Я говорю о том, что знаю и что видел, то есть знаю до точности. Ибо словом: "//видели//" Он обозначает не телесное зрение, но знание самое точное. Но вы свидетельства "//нашего//", то есть Моего, не принимаете. Господь говорит это не одному Никодиму, но простирает к целому роду иудеев, до конца оставшихся в неверии. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, то есть если Я сказал вам о возрождении, совершающемся во крещении, и вы не приняли, но спросили: "//как//?" (называет сие рождение "//земным//", потому что оно совершается на земле во благодеяние людям, живущим на земле; хотя оно по благодати и достоинству небесное, но мы крещаемся, будучи на земле), - итак, если Я сказал о сем "//земном//" рождении и нашел вас не верующими, то как вы поверите, если услышите о неизреченном рождении небесном, каким единородный Сын родился от Отца? - Некоторые же под "//земным//" разумели пример ветра, так что речь представляется в таком смысле: если Я представил вам пример из предметов земных, и вы им не убедились, то как можете учиться предметам более возвышенным? ===== Евфимий Зигабен ===== **Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти** Никодим все еще остается при своей иудейской немощи, не будучи в состоянии понять ничего сверхчувственного, хотя ему был представлен такой ясный пример. Он говорит: //како могут сия быти//, т.е. все сказанное относительно возрождения? Поэтому Иисус Христос говорит ему с упреком. ===== Лопухин А.П. ===== **Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть** Никодим теперь уже спрашивает о том, как сказанное Христом (ταῦτα – «сие», множественное число) может прийти в осуществление. Здесь слышится не сомнение в возможности самого факта возрождения, а желание узнать путь, которым можно прийти к возрождению. При этом Никодим не спрашивает: «что я должен делать?» Он хочет знать, чего ему нужно ожидать от Бога, так как он понял, что возрождение должно быть делом Божиим, а не человеческим. [<10>]