[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетелствуем, и свидетелства Нашего не приемлете** См. Толкование на [[new:in:03:09#svt_ioann_zlatoust|Ин. 3:9]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете** **«Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем».** Невосприимчивым к учению и весьма невежественным находит человека этого и по причине большой дебелости своего ума уже никоим образом не способным воспринять руководство к пониманию Божественных учений, хотя и после продолжительной речи и при разнообразных сравнениях. Поэтому Христос почитает нужным прекратить точное изъяснение предмета и советует ему уже простою верой принять то, чего разуметь не может. О Себе же свидетельствует, что ясно знает то, о чем говорит, указывая тем на крайнюю опасность еще противоречить Ему; ибо не естественно было Никодиму забыть о том, что, по его утверждению, он знал о Спасителе нашем Иисусе Христе, именно что Он //«от Бога пришел учитель»// [[new:in:03:02|(Ин. 3:2)]]. А противление Тому, Кто от Бога, и Богу разве не исполнено крайней опасности? Ведь это уже оказывается богоборством. Притом нам, имеющим власть учить, надлежит отсюда узнать, что для только что приходящих к вере гораздо лучше вера (выраженная) в простых изложениях, чем какое-либо глубокое рассуждение и более трудное изъяснение. Так и Павел млеком поил тех, кои еще не могли усвоять более твердой пищи [[new:1kor:03:02|(1Кор. 3:2)]], как и премудрый Соломон говорит к нам в одном месте: //«разумне разумевай души стада твоего»// [[old:pr:27:23|(Притч. 27:23)]], не безразлично, говорит, предлагая учительное слово всем приходящим, но соответственным образом применяясь к мере (восприемлемости) каждого. **«И свидетельства нашего не приемлете».** Как природно имеющий в Себе Отца и Духа, Спаситель говорит от лица многих свидетелей, дабы, некоторым образом согласно Моисееву закону, //«при устех двою и триех свидетелей»// утвердилось сказанное. Показывает здесь, что иудеи совершенно не желали получить спасение, но неудержимо и безрассудно устремлялись в глубокую пропасть погибели. В самом деле, если по великому невежеству своему оказываются не в состоянии уразуметь проповеди (Христовой), ни верой не хотят воспринять, то какой же другой путь спасения мог бы быть придуман? Посему прекрасно и вполне справедливо Спаситель сказал, что Иерусалим будет безответен, как сам по своей воле навлекший на себя погибель: //«Иерусалиме, Иерусалиме»//, говорит, //«избивый пророки и камением побиваяй посланныя к нему, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокош собирает птенцы своя под криле, и не восхотесте! Се оставляется вам дом ваш»// [[new:mf:23:37|(Мф. 23:37–38)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете** См. Толкование на [[new:in:03:09#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:9]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем** Или о Себе и об Отце говорит это, или об одном только Себе: хотя ты не веришь этому, но мы достоверно знаем то, о чем говорим. **и еже видехом, свидетельствуем** Для большего подтверждения опять говорит то же самое: //и еже видехом, свидетельствуем//, потому что нельзя понимать здесь чувственного зрения, так как это еще не исполнилось. **и свидетельства Нашего не приемлете** Сказал это не негодуя, но кротко высказывая то, что происходило, и спокойно предсказывая то, что еще произойдет, и таким образом научая нас в беседе с другими не сердиться, не кричать и свирепствовать, если мы их не убеждаем (крик есть уже выражение гнева), но терпеливо отвечать им и стараться сделать слова свои более убедительными. ===== Лопухин А.П. ===== **Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете** Христос начинает теперь учить Никодима тому, чему он не научился из Писания, хотя и мог научиться. Прежде всего Он жалуется на недостаток веры у Никодима и всего ученого сословия раввинов. «//Мы//». Христос в Евангелиях нигде не говорит о Себе во множественном числе, следовательно, здесь Он, кроме Себя, имеет в виду кого-либо другого. Kого же? Учеников Своих? Нет, ученики Его еще не выступали с Ним в качестве проповедников. Естественнее всего здесь видеть указание на Иоанна Kрестителя, который в то время с успехом продолжал свою деятельность ([[new:in:03:23|Ин.3:23]] и сл.). Деятельность Иоанна и деятельность Христа – это две ступени единого откровения Божия. Оба они являются вполне достойными доверия свидетелями, потому что говорят о том, что видели (Иоанн, конечно, в состоянии пророческого вдохновения, – ср. [[new:in:01:34|Ин.1:34]]: //«и я видел и засвидетельствовал//», – а Христос в силу Своего непрерывного общения с Отцом, [[new:in:01:18|Ин.1:18]]). Тем не менее, Никодим и другие ему подобные «не принимают» свидетельства Иоанна и Христа. Таким образом, веру из-за знамений, которую обнаружили в то время многие бывшие на празднике Пасхи в Иерусалиме, Христос не признает настоящей верой — это скорее может быть названо неверием! [<10>]