[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Всяк бо делаяй злая ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть** См. Толкование на [[new:in:03:19#svt_ioann_zlatoust|Ин. 3:19]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы** **«Всяк бо делаяй злая ненавидит свет и не приходит к свету, да не обличатся дела его».** Подробнее изъясняет сказанное и обличает косность в добре, происходящую из любви к пороку и свой корень имеющую в нежелании узнать то, чрез что можно стать мудрым и добрым. Делатель зла, говорит, избегает и отказывается быть в свете Божественном и не покрывается стыдом ради порока, – если бы он подвергся сему, то спасся бы, – но предпочитает остаться в неведении должного, дабы за свой грех не подвергаться тяжелым обличениям совести, и таким образом чрез это свое познание добра доставляет Судье тягчайшее против себя обвинение, так как не желал делать то, что угодно Богу. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы** См. Толкование на [[new:in:03:18#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:18]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Всяк бо делаяй злая ненавидит света** – пока будет делать злое, пока будет пребывать во зле. **и не приходит к свету**, боясь, конечно, **да не обличатся дела его, яко лукава суть** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны** Христос сказал сейчас об определенном круге лиц из иудейского народа, которые не захотели пойти к свету Христовой истины. Теперь Он сначала по отношению к злым, а потом по отношению к добрым людям выясняет причину различного отношения всяких людей к свету истины. Злому человеку не хочется, чтобы свет осветил его дела, которые не заслуживают по своей бесполезности того уважения, какое доселе им воздавалось (такой смысл имеет употребленное в 20-м ст. выражение φαῦλα – дела незначительные, плохие, хотя, может быть, и не всегда вредные или коварные). Так, и у апостола Павла сказано: //«все же обнаруживаемое делается явным от света»// [[new:ef:05:13|(Еф.5:13).]] С другой стороны, есть люди, поступающие //«по правде»// или, точнее, делающие истину (ὁ ποιῶν τὴν ἀλήθειαν), т. е. люди честные, искренние, чуждые всякого лицемерия (ср. [[new:in:01:47|Ин.1:47)]]. Такие люди охотно идут навстречу свету, стремятся к приобретению истины, явившейся во Христе – не для того, конечно, чтобы прославиться перед другими людьми, но для того, чтобы познать самих себя и оценить как следует свое поведение. Тогда такие люди «воодушевляются еще большей ревностью для достижения высшего нравственного идеала» (проф. Богословский). И они не боятся обнаружения их дел, потому что знают, что делали их //«в Боге»//, т. е. для Бога и с Его помощью. Нужно заметить, что говоря о том, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы// «дела его явны были»//, Христос этим самым делает некоторый упрек Никодиму, который считал себя человеком, дорожащим истиной (ср. стих 2), и в то же время опасался, что его дело – посещение Христа – будет обнаружено, почему и пришел ко Христу только ночью. Этот упрек, очевидно, подействовал на Никодима, потому что он после стал даже защищать Христа в Синедрионе [[new:in:07:50|(Ин.7:50)]] и принял участие в Его погребении [[new:in:19:38|(Ин.19:38–40)]]. Предание сообщает, что по воскресении Христа он был крещен апостолами Петром и Иоанном и скончался мученической смертью (память его празднуется 2 августа). Во второй половине главы идет речь о деятельности Христа в Иудее. Эта деятельность была необыкновенно успешна, и ученики Kрестителя даже почувствовали зависть ко Христу (стихи 22–26). Затем приводится последнее свидетельство Kрестителя о Христе. Сначала Kреститель говорит о себе и своем отношении ко Христу (стихи 27–30), а потом о божественном достоинстве лица Господа Иисуса Христа (стихи 31–36). [<10>]