[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:28 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вы сами мне свидетелствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним** См. Толкование на [[new:in:03:22#svt_ioann_zlatoust|Ин. 3:22]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним** **«Вы сами мне свидетельствуете, яко рех: аз несмь Христос, но яко послан есмь пред Ним».** Приводит на память своим ученикам слова, которые они уже часто слышали, вместе с тем и благородно обличает их в том, что они поддались забвению столь необходимых предметов и оказались нерадивыми к столь важному учению, а также убеждает их, как воспитанных на изучении Священного Писания, припомнить, каким возвещает оно Христа и каким предвестника-Крестителя. Так получив о каждом должное знание, они отнюдь не должны печалиться, видя в каждом подобающее ему. Итак, я не имею, говорит, нужды для этого в других свидетелях, я имею самолично слышавших это своих учеников, я исповедал свое рабство, **«я послан»** предвозвестить, **«я – не Христос».** Да торжествует же, да возрастает и да прославляется Он как Владыка и Бог. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28-30 **Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться** Вы, говорит, сами знаете, что я свидетельствовал об Нем, что Он больше меня. Итак, если вполне принимаете мое свидетельство, то знайте, что Он досточтимее меня, и радость моя состоит в том, чтобы все приходили к Нему. Если бы к Этому Жениху не приходила невеста, то есть народ, тогда я, невестоводец, скорбел бы; теперь же, когда это случилось, я весьма радуюсь, ибо вижу, что Жених - Христос взывает к невесте - народу и учит его. Не без цели сказал: //"стоящий"//, но сим показывает, что его дело кончено и он стоит уже без действия, и что ему, наконец, нужно стать и только слушать учение Христа и беседу Его с невестою. Мое, говорит, дело окончено, и я передал народ Ему. Посему моей славе нужно умаляться, а Его - расти. Как же умаляется слава Предтечи? Как утренняя заря закрывается солнцем и кажется многим, что свет ее угас, хотя на самом деле не угас, а закрывается большим, так, без сомнения, и денница Предтеча покрывается мысленным Солнцем, и потому говорится, что он умаляется. Христос же растет, потому что в короткое время делает Себя известным чрез чудеса. Не растет Он по мере успеха в добродетели. Прочь такая мысль! Она - пустословие Нестория. Но растет по мере проявления и обнаружения Божества; ибо мало-помалу, а не вдруг Он объявляет, что Он есть Бог. - Радость моя, говорит, исполнилась при Женихе. Дело, которое вверено мне, как невестоводцу, я вижу, получило успех. Итак, Господь есть жених всякой души; брачная комната, в которой бывает соединение, есть место крещения, то есть церковь; дает Он невесте залог - прощение грехов, общение Духа Святаго, а остальное в будущем веке, когда Он достойных введет в лучшие и высшие таинства. Заметь же, что жених есть не другой кто, как только один Христос, все же учители суть невестоводцы, как и Предтеча. Ибо податель благ есть не другой кто, как только Господь; все прочие суть посредники и служители благ, поданных от Господа. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вы сами мне свидетельствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним** Я послан был пред Ним, как слуга и подчиненный. Если вы приводите мое свидетельство, то оно засвидетельствовало, что Он больше меня. ===== Лопухин А.П. ===== **Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним** Далее Иоанн припоминает своим ученикам в точности слова, которые он сказал о Христе и которые, конечно, не были неизвестны и ученикам его. А он говорил (ср. [[new:in:01:15|Ин.1:15]], [[new:in:01:20|20]], [[new:in:01:27|27]], [[new:in:01:30|30]]), что не он, Иоанн, Христос, а только послан перед Ним, т. е. перед Иисусом как Христом. [<10>]