[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 33-34 **Приемый Его свидетельство верова, яко Бог истинен есть. Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет: не в меру бо Бог дает Духа** **Приемый Его свидетельство утверди, яко Бог истинен есть.** Этим он устрашает их, показывает, что неверующий во Христа не только в Него не верует, но и в Самого Отца; потому и присовокупляет: **Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет** [[new:in:03:34|(ст. 34)]]. Так как Он глаголет Божия, то верующий или неверующий в Него – в Бога верует или не верует. Слово **утверди** значит: доказал. Говоря таким образом и усиливая страх их, Иоанн прибавляет: **яко Бог истинен есть**, показывая этим, что не веровать в Христа значит не иное, как осуждать во лжи пославшего Его Бога. Итак, если Он ничего не говорит чуждого Отцу, а все – Отчее, то не слушающий Христа не слушает Пославшего Его. Видишь, как этими словами он поражает их? Доселе они не считали важным делом не слушать Христа. Поэтому Иоанн и угрожает неверующим столь великою опасностию, чтобы знали они, что неповинующиеся Христу не повинуются Самому Богу. Но затем, продолжая свою беседу, Иоанн снисходит к слабости их ума и говорит: **не в меру Бог дает Духа** [[new:in:03:34|(ст. 34)]]. Как я сказал, Иоанн опять употребляет уничиженный образ выражения, разнообразя свое слово и делая его, таким образом, удобоприемлемым для своих слушателей. Иначе и невозможно было возбудить и усилить в них страх. Если бы он сказал о Христе что-нибудь величественное, высокое, то они не поверили бы, а еще стали бы пренебрегать словами его. Поэтому Иоанн все относит к Отцу, а о Христе говорит, как о человеке. Что же значат слова: **не в меру Бог дает Духа**? Иоанн хочет показать, что все мы в известной мере получаем силу Духа. Духом он называет здесь силу Его, а она-то и разделяется по мере. А Христос имеет неизмеримую всецелую силу. Если же сила Его неизмерима, то тем более существо. Но видишь ли, что и Дух беспределен? Итак, Приявший всю силу Духа, Ведущий все Божие, Сказавший: //еже слышахом, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем//, может ли быть в чем-либо подозреваем? Он не говорит ничего, что не есть Божие, что не от Духа. И между тем Иоанн еще ничего не говорит о Боге Слове, а только именем Отца и Духа удостоверяет в своем учении, так как, что есть Бог, они это знали, что есть Дух, веровали, хотя и не имели о Нем надлежащего понятия, но что есть Сын, того не знали. Потому-то Он всегда обращается к Отцу и Духу и тем удостоверяет в истине Своих слов. А если бы кто, упустив из виду эту причину, стал рассматривать учение само по себе, то слишком отдалился бы от достойного понятия о Христе, так как Христос не потому достоин был их веры, что имел силу Духа; Он не нуждался в Его помощи, а Сам в Себе имеет все; но Иоанн говорит так приспособительно к несовершенному разумению учеников, желая мало-помалу возвысить их понятия. Это я говорю для того, чтобы не поверхностно пробегать сказанное в Писании, но дознавать и цель говорящего, и немощь слушающих, и другие обстоятельства. Наставники не все говорят так, как бы хотели сами, но как требует состояние немощных. Потому и Павел говорит: //аз, братие, не могох вам глаголати яко духовным, но яко плотяным... Млеком вы напоих, а не брашном// [[new:1kor:03:01|(1 Кор. 3, 1–2)]]. Я желал бы, говорит он, беседовать с вами, как с духовными, но не мог. Почему же? Не потому, чтобы сам он не имел к тому сил, но потому, что они не могли слушать такого учения. Так и Иоанн хотел многому научить своих учеников, но они еще не могли вместить; потому он и ограничивается понятиями более простыми. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен** **«Приемляй его свидетельство запечатле, яко Бог истинен есть».** Иначе нельзя было показать нечестие неверующих, если не раскрыта была славная доблесть верующих, ибо порок легко познается чрез противоположение добродетели и познание добра обличает зло. Итак, если кто, говорит, уверовал словам Приходящего свыше, то он «запечатлел» и подтвердил своим разумением, что Божественной природе всегда свойственно и благоугодно быть неложной. Из этого для понимающих уже очевидно и противоположное: отвергающий веру, конечно, будет свидетельствовать о том, что Бог не истинен. Заметить надо опять, что в этих словах изъемлет Сына из единосущия с тварью и являет Его истинным Богом по природе. Если убеждаемый словами Его и принимающий свидетельство, которое Он Сам дает о Себе, запечатлел и утвердил, что Бог истинен; то как же может не быть мыслим Богом по природе Христос, Коего истинность засвидетельствована и посредством веры в только что сказанные Им слова? Или же пусть опять отвечает нам противник: каким образом Божественная природа может чтиться как истинная, с принятием свидетельства Спасителя нашего? Ведь если Он совсем не есть Бог по природе, то окажет благочестие не к Божественной природе тот, кто верует Ему, как Говорящему истину, но к одной из тварей, по их мнению, превосходнейшей. Поелику же утверждение и признание истинности относится к Богу, при вере Христу, то очевидно для всех, что, будучи Богом, Он не восхищает Себе лжеименную честь от верующих. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен** См. Толкование на [[new:in:03:31#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:31]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Приемый Его свидетельство верова, яко Бог истинен есть ** Верова – εσφραγισε, т.е. запечатлел, утвердил, показал, что Отец истинен. Затем подтверждает сказанное. ===== Лопухин А.П. ===== **Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен** Иоанн спешит, однако, отвлечь взор своих учеников от печальной картины, которую представляли собой неверовавшие проповеди Христа, и обращает их внимание на те результаты, какие переживаются верующими в Его слово. Жизнь этих верующих совершенно изменилась, и они, получая во Христе благодать Божию [[new:in:01:16|(Ин.1:16)]], этим самым свидетельствуют со всей твердостью («//прилагают печать свою»//), что обещания, которые дал Бог им через Иоанна Kрестителя [[new:in:01:29|(Ин.1:29)]], действительно приходят в исполнение: они стали много лучше, чем были прежде, и сами являются «//печатью//», удостоверяющей истинность Божиих обетований. [<10>]