[<10>] ====== Толкования на Ин. 3:36 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем** **«Веруяй в Сына имать живот вечный».** Не просто и не без искания, свидетельствует премудрый Креститель, предлагается верующим во Христа жизнь в качестве награды, но из самого, так сказать, качества дела представляет нам доказательство, так как Единородный есть жизнь по природе, //«в Нем бо живем и движемся и есмы»// [[new:act:17:28|(Деян. 17:28)]]. Вселяется же в нас, конечно, чрез веру и обитает чрез Святаго Духа. О сем засвидетельствует и блаженный Иоанн Евангелист в своих Посланиях: //«о сем разумеем, яко в нас есть, яко от Духа Своего дал нам»// [[new:1in:04:13|(1Ин. 4:13)]]. Итак, Христос животворит верующих в Него, как Сам будучи жизнью по природе, так и потом уже обитая в них. А что Сын обитает в нас чрез веру, в сем удостоверит Павел, говоря так: //«сего ради преклоняю колена моя к Отцу, из Него же всяко отечество на небеси и на земли именуется, да даст вам по богатству славы»// простоты //«Своея, силою утвердитися Духом Его, вселитися Христу в сердцах ваших верою»// [[new:ef:03:14|(Еф. 3:14–17)]]. Когда, таким образом, жизнь по природе чрез веру вникает в нас, то как же не истинен говорящий: **«верующий в Сына имеет жизнь вечную»**? Очевидно, Самого Сына, а не другую какую-либо надо разуметь жизнь, кроме Него. **«Не веруяй же Сыну не узрит жизни».** Но неужели же, скажет, пожалуй, кто, Креститель проповедует нам о другой славе и разрушает учение о воскресении, утверждая, что верующий будет оживотворен, а неверующий **«не узрит жизни»** совсем? Воскреснем, по-видимому, не все, на каковое различие указывает это изречение. И в таком случае что же станется со словами, сказанными безусловно и ко всем: //«возстанут мертвии»// [[new:1kor:15:52|(1Кор. 15:52)]]? Зачем бы Павел сказал: //«всем бо нам подобает явитися пред судищем Христовым, да приимет кийждо яже с телом содела, или благо или зло»// [[new:2kor:05:10|(2Кор. 5:10)]]? Хотя и должным почитаю похвалить такого любознательного человека, однако же ему нужно делать более точное исследование Священных Писаний. Замечай же то ясное различие в выражениях, на какое я укажу тебе. О верующем говорит, что он будет иметь жизнь вечную, а в изречении о неверующем употребляет другое выражение. Не сказал, что он не будет иметь жизни, ибо воскреснет по общему закону воскресения, но говорит, что **«жизни не узрит**», то есть не достигнет даже и до простого только созерцания жизни святых, не коснется их блаженства, не вкусит их радости. Ведь это только и есть настоящая жизнь. Дыхание же среди наказаний мучительнее всякой смерти, причем душа содержится в теле для одного только ощущения зол. Таковое различие между жизнью и Павел вносит. Послушай, что говорит он к умершим греху ради Христа: //«умросте бо, и живот ваш сокровен есть в Бозе со Христом: егда Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе»// [[new:kol:03:03|(Кол. 3:3–4)]]. Видишь, что жизнью святых называет явление их в славе со Христом. То же и Псалмопевец воспевает нам: //«кто есть человек, хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла»// [[old:ps:033:13|(Пс. 33:13–14)]]. Разве не жизнь святых изображается здесь? Но, думаю, это ясно для всех. Не для того, конечно, повелевает кому-то удерживаться от зла, чтобы получить снова оживление плоти, ибо воскреснут и в том случае, если бы не прекратили зло, – но побуждает к той жизни, в коей можно видеть благие дни, проводя в славе и блаженстве вечное житие. **«Но гнев Божий пребывает на нем».** В этом прибавлении блаженный Креститель яснее указал нам цель сказанного. Пусть же любознательный обратит опять свое внимание на смысл этого изречения. **«Неверующий»**, говорит, **«Сыну не узрит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».** Но если бы действительно можно было разуметь это изречение в том смысле, что неверующий будет лишен жизни в теле, то, наверно, Креститель прибавил бы тотчас же: «но «смерть» пребывает на нем». Поскольку же называет **«гнев Божий»**, то очевидно противопоставляет наказание нечестивцев блаженству святых и жизнью называет истинную жизнь в славе со Христом, а наказание нечестивых – гневом Божиим. Что в Священных Писаниях наказание часто называется гневом, представлю двух свидетелей этому – Павла и Иоанна (Крестителя). Один сказал к обращающимся из язычников: //«и бехом чада гнева естеством, яко и прочии»// [[new:ef:02:03|(Еф. 2:3)]]. Другой – книжникам и фарисеям: //«рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева»// [[new:mf:03:07|(Мф. 3:7)]]. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем** См. Толкование на [[new:in:03:35#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 3:35]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Веруяй в Сына имать живот вечный ** верующий в учение Сына и повинующийся Ему: **а иже не верует в Сына, не узрит живота** Выше мы сказали, что вечной жизнью называется жизнь блаженная, приличествующая святым. **но гнев Божий пребывает на нем** Не сказал: гнев Сына, хотя и Сын будет судить, но угрожал им гневом Отца, желая более устрашить. //Пребывает на нем//, вместо: никогда не отстанет от него, всегда будет наказывать его. ===== Лопухин А.П. ===== **Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем** Здесь Иоанн указывает высокую цель, которую имел Бог, отдавая такую власть Сыну (ср. стихи 15–16), и этим дает понять своим ученикам, как много они теряют, не вступая в число последователей Христовых. [<10>]