[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный** См. Толкование на [[new:in:04:13#svt_ioann_zlatoust|Ин. 4:13]] ---- **"Вода"**, говорит Он, **"которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную"**. Не сказал: выходящей; не сказал: изливающейся; но: **текущей** (άλλομένου) – указывая нам потоками на ее изобилие. Ключевые воды обыкно­венно исторгаются и вытекают отовсюду, где источники не могут удержать их в своих недрах, но, будучи преодолеваемы не­престанным притоком, извергают их отовсюду. Поэтому, желая показать обилие потоков, Он сказал: **текущие**, а не: выходящей. Хочешь ли узнать и свойство ее? Узнай из ее употребления: она полезна не для жизни настоящей, но для жизни вечной. **//О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств.//** ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:04:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 4:13]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** Новая вода живая и текущая, текущая на достойных. И для чего духовную благодать наименовал Он водою? Поскольку чрез воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет действия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным, и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой, и всему дает особливый вид, между тем как он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь, не сходит то в том, то в другом виде; но входя в составь тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действе. Так и Дух Святый, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водою, пускает отрасли; равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, – именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит: но Сам в Себе не различен, как написано: //«комуждо же дается явление Духа на пользу»// [[new:1kor:12:07|(1Кор. 12, 7)]], //«овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе»// [[new:1kor:12:08|(1Кор. 12,8)]]: //«другому же вера, тем же Духом»// [[new:1kor:12:09|(1Кор. 12,9)]], //«другому же действия сил: иному же пророчество: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков»// [[new:1kor:12:10|(1Кор. 12,10)]]. //«Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет»// [[new:1kor:12:11|(1Кор. 12, 11)]]. **//Поучения огласительные. Поучение 16.//** ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** Речения Господа подлинно есть вода живая и текучая. **Вода** – поскольку они увлажняют и освежают тех, кого сожигает жар лукавой похоти; живая – поскольку воскрешают тех, кого погубило нерадение, побуждая их к рвению о Господе; **текучая** – поскольку эти речения не замыкаются в сердце, пребывая там сокрытыми, но устремляются через уста, истекая из бьющего в душе ключа любви, и гласом проповеди радуют сердца людей посредством благодати, преисполняющей их. Чувственная вода, когда ее пьют, не только не приумножается в количестве, но, усвояемая организмом, рано или поздно кончается, а поэтому пьющего эту воду опять охватывает жажда; вода же, даваемая Господом, не только пребывает всегда, но, непрестанно приумножаясь, преизобильно бьет ключом, щедро напояет воспринимающих ее и постоянно насыщает одариваемых ею, подобно источнику, который, питая собою целые реки, не истощается в своем постоянном извержении воды. **//Оглашения. Оглашение 4.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:04:13#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:13]] ===== Прп. Серафим Саровский===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:04:13#prp_serafim_sarovskij|Ин. 4:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:04:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **А иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки** не будет никогда жаждать жаждой неверия. **но вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды ** Источником обозначил постоянство и неиссякаемость такой воды. **текущия в живот вечный** текущей в жизнь вечную, так как она доставляет вечную жизнь. Смотри, как Иисус Христос на слова женщины: еда ты болий еси отца нашего Иакова, не сказал прямо: «Да, Я больше»,- так как ей могло бы показаться, что Он хвастается, но вывел это из ее же слов. Различие вод указывает на различие дающих эти воды: природное свойство той воды – истощаться, а этой – всегда пребывать ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:04:10#prot_ioann_buxarev|Ин. 4:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную** См. Толкование на [[new:in:04:13#lopuxin_ap|Ин. 4:13]] [<10>]