[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **пять бо мужей имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж: се воистинну рекла еси** См. Толкование на [[new:in:04:16#svt_ioann_zlatoust|Ин. 4:16]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала** См. Толкование на [[new:in:04:17#svt_kirill_aleksandrijskij|Ин. 4:17]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала** См. Толкование на [[new:in:04:16#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:16]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала** См. Толкование на [[new:in:04:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа не имам: пять бо мужей имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж: се воистинну рекла еси ** Дождавшись удобного случая, как сказано, Иисус Христос открывает и изобличает ее, весьма подробно пересчитывая явных и законных ее мужей и открывая теперешнего, тайного и незаконного. Она преемственно имела пять явных мужей, так как это не запрещалось, – а когда умер пятый, то никто уже не хотел явно взять ее себе в жены; и она, не победив страсти, имела такого, который жил с ней тайно. Итак, она имела пять мужей, потому что это были явные мужья, а живший в то время с ней не был ей муж, потому что был тайный (Толкование святого Максима). Самарянка обозначала собой человеческую природу, получившую пять законов, как бы мужей; именно – закон, данный Адаму в раю, и опять данный ему же вне рая, закон, данный Ною во время потопа, данный Аврааму относительно обрезания и опять данный ему же о принесении в жертву Исаака; но все они прошли и как бы умерли: тогда она имела закон Моисеев. Этот закон не был для нее мужем, или потому что она не всецело любила и соблюдала его, или потому, что он дан был человеческой природе иудеев не навсегда, но только до пришествия Спасителя; а с этих пор он не был для нее мужем, так как с нею соединился другой, именно – закон евангелский. Колодезь Иакова – это Священное Писание, вода – познание его, глубина его – глубина мыслей, черпало – изучение Божественного слова через письмена; черпала этого не имел Господь, так как Он Сам есть Слово и Мудрость и так как Он сообщал знание Своим ученикам не через письмена, но как дар духовный. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала** См. Толкование на [[new:in:04:16#prp_maksim_ispovednik|Ин. 4:16]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала** Каким образом Самарянка могла быть в замужестве за пятью мужьями? Таким, что они все скоро один за другим умирали; и у евреев к тому же был закон, что жену, оставшеюся бездетною, должен брать за себя в замужество брат или ближайший родственник умершего ее мужа. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала** См. Толкование на [[new:in:04:17#lopuxin_ap|Ин. 4:17]] [<10>]