[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает** Что она говорит? **Отцы наши в горе сей поклонишася**, разумея Авраама и его детей; здесь, как сказывают, он приносил в жертву сына своего; **и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает** [[new:in:04:20|(4, 20)]]. Видишь ли, как она стала возвышеннее в своих мыслях? Та, которая заботилась только об утолении жажды, уже вопрошает о догматах. Что же Христос? Не разрешает вопроса (не о том Он и заботился, чтобы только отвечать на ее вопросы, – это завлекло бы слишком далеко), но снова возводит жену еще на большую высоту, и, однако, не прежде ей об этом говорит, как уже исповедала она, что Он Пророк, чтобы она с большим убеждением выслушивала слова Его. Убедившись в том, что Он Пророк, она уже не могла сомневаться в том, что Он после мог ей сказать. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме** **«Отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает».** Приняв Господа за действительного пророка и иудея, она весьма похваляется (пред Ним) отечественными обычаями и утверждает, что самаряне думают правильнее иудеев. Иудеи, держась еще грубых представлений о Божественной и бестелесной Природе, утверждали, что Богу всяческих надлежит поклоняться в одном только Иерусалиме или на соседнем ему Сионе (холме), как будто бы совершенно вся неизреченная и необъятная Природа почивала там и могла быть заключаема в рукотворных храмах. Посему и изобличались за это гласом пророков как весьма неразумные, так как Бог говорил: //«небо Мне престол, земля же подножие ног Моих: какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место упокоения Моего?»// ([[new:act:07:start|Деян. 7]] из [[old:is:66:01|Ис. 66:1]]). Но и самаряне, в свою очередь, недалеко отстояли от неразумия иудеев, будучи соседями их как по стране, так и по невежеству, ибо думали, что должно возносить молитвы и воздавать поклонение Богу на так называемой горе Гаризин, за что также не избегали справедливого осмеяния. Впрочем, и у них был предлог для этого неразумного мнения, а именно тот, что на горе Гаризин было дано благословение, как об этом написано во Второзаконии [[old:vtor:27:12|(Втор. 27:12)]]. Вот об этом-то предмете женщина и предлагает Спасителю вопрос, как некую важную и труднорешимую задачу, говоря так: **«отцы наши на горе сей совершали поклонение»** и прочее. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме** Видите ли каковы вместе смирение и любовь к Истине у этой женщины? – Ибо она говорит: **«Отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалиме есть место, идеже кланятися подобает»**. Видите ли, что составляло заботу ее мыслей и каковое она имела познание Писания? – Много ли теперь по рождению верных и Церковью воскормленных, которые знают так Писание, как знала Самарянка, а именно: что Отцы наши, т.е. Иаков и от него происходящие Патриархи на горе сей покланялись Богу? Таковое знание и тщание в изучении Богодохновенного Писания, принимая которое как благоухание аромата, Христос с удовольствием продолжает беседовать с Самарянкой; потому что как если на угли положишь что-нибудь ароматное, ты привлечешь и удержишь приходящих, а если – нечто зловонное и неприглядное, то оттолкнешь их и отвратишь, так и относительно помыслов: если возымеешь священную заботу и тщание о них, сделаешь себя достойным Божественного посещения (Эпископис Фиас): потому что это-то и есть благоухание аромата, которое Господь обоняет; если же будешь питать дурные и грязные и земные помыслы, то будешь далек от Божественной неги, сделав себя, увы, достойным того, чтобы Бог отвратился от тебя! Но когда Отцы наши покланялись Богу на сей горе? – Тогда, когда Патриарх Иаков, убегая от ненавидящего его по зависти родного брата Исава, и послушествуя советам Отца своего, ушел в Месопотамию, и когда возвратился сюда с женами и детьми; потому что при возвращении он раскинул шатры около того места, где Господь говорил с Самарянкой; после же происшествия с Диной и истребления Сихемлян, Бог, как написано в книге Бытия, сказал Иакову: //«Востав взыди в Вефиль, и сотвори тамо жертвенник Богу, явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего»// [[old:gen:35:01|(Быт.35:1)]]. И после этого слова, переселившись, Иаков взошел на лежащую подле гору и устроил, говорится, там жертвенник, и назвал это место //«Вефиль»//, потому что тут явился ему Бог; посему-то Самарянка и говорит, что **«Отцы наши на горе сей покланялись»**, опираясь на древних оных людей, потому что относительно Иерусалимского Храма законы были вынесены позднее. И поскольку это место Иаковом было названо //«Домом Божиим»//, потому что именно //«Вефиль»// и обозначает в переводе, то она спрашивает, горячо желая узнать: почему более не здесь, но в Иерусалиме, говорят, находится //«Дом Божий»//, и в нем установлено приносить жертвы и покланяться Богу. **//Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме** См. Толкование на [[new:in:04:19#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:19]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме** См. Толкование на [[new:in:04:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает** Отцами назвала Авраама и Исаака, потому что древнее предание говорит, что на этой горе Авраам приносил во всесожжение Богу Исаака; или – отцами назвала Иакова и его сыновей, так как Иаков поставил там жертвенник и поклонился Богу... Женщина предложила этот вопрос, думая, что учение самарян лучше сравнительно с иудейским и что место этой горы более заслуживает почитания, чем гора, на которой построен Иерусалим. Иисус Христос сначала отнимает первенство у того и другого места, так как в скором времени прекратится богослужение на том и другом, затем отдает предпочтение иудеям, а потом открывает учение об истинном Богопочтении. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме** См. Толкование на [[new:in:04:19#prot_ioann_buxarev|Ин. 4:19]] ===== Лопухин А.П. ===== **Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме** См. Толкование на [[new:in:04:19#lopuxin_ap|Ин. 4:19]] [<10>]