[<10>] ====== Толкования на Ин. 4:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вы кланяетеся, егоже не весте: мы кланяемся, егоже вемы, яко спасение от Иудей есть** См. Толкование на [[new:in:04:21#svt_ioann_zlatoust|Ин. 4:21]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** **«Вы кланяетеся еже не весте: мы кланяемся еже вемы, яко спасение от иудей есть».** Опять говорит как иудей и как человек, так как обстоятельства требовали именно такого образа речи, и Христос не уклонился от того, что приличествовало времени. Богослужение иудеев Он ставит по разумности несколько выше (самарянского). Самаряне поклоняются Богу просто и безотчетно, а иудеи, насколько могут вместить, имеют посредством закона и пророков познание о Сущем. Посему говорит, что самаряне **«не ведают»**, а иудеи отчасти **«знают»**, от коих (иудеев), утверждает, должно явиться и **«спасение»**, очевидно, Он Сам, ибо Христос произошел по плоти от Давида, а Давид был из колена Иудина. А между поклоняющимися опять как человек ставит Себя Тот, Кто с Богом и Отцом получает поклонение как от нас, так и от святых Ангелов. Поскольку Он облекся в образ раба, то и совершает подобающее рабу служение, не переставая быть Богом и Господом и Поклоняемым, ибо Он пребывает Тем же Самым, хотя и стал человеком, везде и вполне сохраняя образ домостроения с плотию. И если видишь величайшее сие и сверхъестественное уничижение (Сына Божия), то приступай (к этой тайне) с благоговейным изумлением, а не с обвинением, – будь подражателем, а не порицателем. Так и Павел желает, чтобы мы были таковыми, когда говорит: //«сие мудрствуйте в вас еже и во Христе Иисусе, Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв и образом обретеся яко же человек: смирил Себе»// [[new:fil:02:05|(Флп. 2:5–8)]]. Видишь, как стал для нас образцом смиренномудрия Сын, //«сый»// в равенстве с Отцем и //«во образе (Божии)»//, как написано, но нисшедший ради нас в добровольное послушание и уничижение. Разве это послушание и уничижение могли бы проявляться каким-либо иным образом, как не посредством таких дел и слов, которые были ниже Его Божественного достоинства и имели гораздо менее того, чем обладает Он Сам в Себе как Слово у Отца и вне соединения с образом раба? Как можем говорить, что Он снисшел, если не будем утверждать, что Он претерпел нечто чуждое Его достоинству? Каким образом Он был бы //«в подобии человечестем»//, по слову Павла, если бы не совершал подобного тому, что свойственно людям? А наиболее свойственное людям дело есть богопоклонение, как бы в качестве долга воздаваемое и приносимое от нас Богу. Итак, поклоняется Он как человек, когда стал человеком, а получает поклонение всегда с Отцем, так как Он был и есть и будет Бог по природе и истинный. **//Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** Это – и ответ на ее слова и вместе продолжение Его собственных мыслей; Он говорит: «Мы – Иудеи», по той причине, что Он Себя причислял к ним, как сущий от них по плоти. Итак, – Мы – говорит – не захватывающие не наше, но сознающие то, что это наше, в этом расходимся с вами, Самарянами, по вопросу места поклонения, потому что ведаем, что по той причине узаконенное поклонение должно совершаться во Иерусалиме, что от Иудеев – Спасение всего мира, то есть Христос придет. Но поскольку уже не, как грядущий – потому что это был Он Сам, – он не сказал: «Спасение от Иудеев будет», но (сказал) – **«есть»** – потому что видел, что она не далека от веры и от того, чтобы покланяться в духе и истине. **//Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** См. Толкование на [[new:in:04:19#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 4:19]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** //На сказанное Господом Самарянке: **мы кланяемся, Его же вемы**.// Надлежало бы не давать вовсе и ответа поверившим Евномию, этому человеку, который почитая себя сильным в слове, осмелился сказать, будто бы Сын принадлежит к числу поклоняющихся. Он не мог понять или, как думаю, не хотел по предубеждению и честолюбию сказать то, что истинно и что разумеют и мудрые, и неразумные, именно же, что Господь, применяясь к понятию Самарянки, говорившей с Ним, как с Иудеем, и предпочитавшей свое иудейскому, дал ей такой ответ: **мы кланяемся, Его же вемы.** Ибо очевидно, что Он в числе достопокланяемых. Впрочем, чтобы не подать о себе мысли, будто бы мы даем им повод обвинять нас в презорстве, в опровержение их скажи: крайнею несмысленностью страдаете вы, поверив человеку, осмелившемуся учить, что Отец несравним, и отвергшему богомудрого Павла, который сказал: //не восхищением непщева быти равен Богу// [[new:fil:02:06|(Флп.2:6)]]. Ибо и слово: //болий// [[new:in:14:28|(Ин.14:28)]], которое приводите вы для умаления Сына, сказано потому, что возможно сравнение, а не не для того, чтобы показать несравнимое превосходство. Если, как вы говорите, Сын произошел из не сущих, то, по вашим словам, Отец не есть //болий//. Ибо какое сравнение всегда Сущего с происшедшим из не сущих? Положим, что если вы и исповедуете, что Он не временно и бесстрастно произошел из Отцовой Личности, но не будете в состоянии постигнуть точный смысл, в каком сказано: //Отец Мой болий Мене есть// [[new:in:14:28|(Ин.14:28)]]. Ибо Апостолам, которые умирали от страха, как готовящиеся немедленно погибнуть, не в научение, а только в утешение, чтобы их ободрить, сказано сие, что идет Он к Тому, Кто по их мнению, есть //болий//. Сему ясным доказательством служит то, что не в иное время сказано это, но в ту самую ночь, в которую Христос был предан и в которую в такое смирение облекал Он слова Свои, что сказал даже: //или мнится вам яко не могу умолити Отца Моего и представить Ми вящше неже дванадесяте легеона Ангел// [[new:mf:26:53|(Мф.26:53)]]? Ибо на что было такое число, когда при Езекии один избил сто восемьдесят пять тысяч человек, и сокрушил персидскую силу? Но, как выше сказано, Господь говорил это сообразно с их боязнью и с их предположением. Посему, если не постигаете сего истинного смысла, но решились отстать от нечестия Аномеев, то возможете сказать то же, что изрек некто в беседе с ними: "Отец //болий// как Родитель и равен, поскольку Он Бог и единосущен". //**Письма. Книга I.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** См. Толкование на [[new:in:04:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 4:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Вы кланяетеся, Егоже не весте: мы кланяемся, Егоже вемы ** Хоть самаряне и иудеи почитали одного и того же Бога, но самаряне не знали, что Он есть Господь всех народов, и предполагали, что Он владычествует только над самарянами и иудеями; а иудеи знали, что Он есть всемогущий Господь всех народов. Поэтому Иисус Христос сказал ей: //вы кланяетеся, Егоже не весте//, т.е. власти Которого вы не знаете. И Самого Себя причислил к иудеям, говоря: //мы кланяемся, Егоже вемы//, потому что Он и произошел от иудеев, и Самарянке казался иудеем. Затем присоединяет и нечто большее: см. [[new:in:04:23|Ин. 4:23]] **яко спасение от Иудей есть** Спасение самарян от иудеев, так как от них самаряне научились знать Бога и отвергать идолов. Или иначе: спасение всего мира от иудеев, так как от них вочеловечился Иисус Христос. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** См. Толкование на [[new:in:04:21#prot_ioann_buxarev|Ин. 4:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев** Но пока Христос признает за иудеями право считаться истинными почитателями Бога. Впрочем, Он не говорит, что самаряне не знают истинного Бога: они не понимают только как должно истинного существа религии, и потому их поклонение Богу не может вполне сравниться с иудейским культом. Христос разъясняет преимущество иудейского богопочтения указанием на то, что //«спасение от Иудеев»,// т. е. спасение через Мессию должно быть уделом всех народов земли, но, как говорили пророки, оно предварительно появится в израильском народе [[old:is:02:01|(Ис.2:1–5)]]. Туда, к Сиону, должны пока обращать свои взоры народы земли, израильский народ еще продолжает оставаться единственным носителем обетований Божиих, и богослужение, совершаемое в Иерусалиме, своими обрядами предуказывает на великую жертву, которую скоро для спасения всех людей принесет Мессия (ср. [[new:rim:09:04|Рим.9:4–5]]). [<10>]